Психология воли
Задание 29. Вставьте пропущенные слова или закончите предложения.
1. Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям называется .
2. . – это переживания, которые повышают активность человека, побуждают к поступкам.
3. . – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.
4. . – это эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд.
5. . – относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении.
6. Зависимость между успехом деятельности и силой эмоциональных переживаний по закону Хебба следующая: .
7. Коммуникативно-экспрессивная функция эмоций заключается в следующем .
8. Действия, совершающиеся непроизвольно, под влиянием сильных эмоций, называются .
9. . – это переживания, которые расслабляют человека, снижают его активность.
10. Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности, называется.
11. . – это состояние возникает в экстремальной ситуации, требует от человека мобилизации сил и энергии.
12. . – это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели.
13. Эмоциональная сфера человека характеризуется следующими индивидуальными особенностями: интенсивностью, осознанностью, …
14. Мобилизационная функция эмоций заключается в следующем: …
Задание 30. Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои.
1. «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней. – Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее . Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
2. Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошел директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она четко и уверенно ответила материал, который так безуспешно пыталась воспроизвести накануне.
3. Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с парашютным спортом.
4. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену .
– Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда!» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Задание 31. Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно (нельзя) согласиться и почему?
1. Переживание – непосредственное отражение человеком своих собственных состояний.
2. Эмоция отражает отношение человека к объекту, поэтому несет только субъективную информацию о состоянии самого организма.
3. Процесс отражения объекта есть познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в данный момент – ее субъективный компонент.
4. Субъективный компонент эмоций позволяет реализовать вероятностно-прогностические функции регуляции поведения.
5. Эмоции – двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) и внешнее выражение.
6. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность.
7. Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, но только переживать их.
8. Эмоции обладают свойством изменять восприятие человеком причинных связей, что обычно называют «логикой чувств».
9. Структура эмоциональных процессов аналогична структуре познавательных процессов.
10. Чувства как эмоциональные отношения человека к окружающему миру в конечном итоге детерминируются этим миром.
Задание 32. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. По К. Изарду, фундаментальные эмоции… а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно-когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы; г) регулируются интеллектом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Тревожность – это комплекс эмоций… а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3. Любовь – комплексное чувство, включающее… а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как… а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5. В теории деятельности эмоции отражают отношения… а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условиями ее осуществления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Отличительной чертой аффекта является… а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
7. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов – это… а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
8. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с…. а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
9. Чувства человека – это… а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
10. Высшие чувства включают в себя… а) интеллектуальный компонент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задание 33. Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры.
Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.
Задание 34. Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, верны, а какие – нет?
1. Единственный критерий проявления воли в поведении – волевые качества личности.
2. Главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его.
3. Волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия.
4. Аристотель впервые рассмотрел действия человека, принимаемые к исполнению как обязательные.
5. Волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его осуществлению.
Задание 35. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Критерием проявления воли является… а) волевое действие; б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2. Волевое поведение выполняет функцию… а) преодоления препятствий на пути к цели; б) гармонизации мотивов; в) устранения внутренних конфликтов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
3. Структурный элемент самоконтроля – это… а) цель; б) операционный состав деятельности; в) способы достижения цели; г) самооценка; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Эмоционально-волевая регуляция – это… а) саморегуляция состояний и реакций; б) регуляция действий; в) регуляция отношений к действию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
5. Воля – это… а) желание; б) аффект; в) мотивация; г) рефлексия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задание 36. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где – с тормозной функцией воли.
1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.
2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.
3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.
4. Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата, а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые.
5. Женщина бальзаковского возраста Фаина Констан-тиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем.
6. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.
Источник
Интерпретация результатов
0–12 баллов. С силой воли дела у Вас обстоят неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить Вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для Вас. Ваша позиция выражается известным изречением: «что, мне больше всех надо?…» Любую просьбу, любую обязанность Вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет Вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся – от этого выиграете не только Вы.
13–21 балл. Сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствиями, то начнете действовать, чтобы преодолеть их. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное Вами слово сдерживаете. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к Вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
22–30 баллов. С силой воли у Вас все в порядке. На Вас можно положиться – Вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иногда пугают. Но иногда Ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
1. Эмоции, связанные с потребностью в познавательной и духовной гармонии, называются:
2. Эмоции, связанные с потребностью в телесном и духовном комфорте, называются:
3. Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с резкой и неожиданной сменой актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождается двигательными и телесными проявлениями, – это:
4. Укажите свойство человека, которое проявляется в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, регулировать свою деятельность:
5. Способность человека к состраданию, способность понять другого человека – это:
6. Эмоции могут быть:
е) все ответы верны.
7. Спокойствие, волнение, безразличие, заинтересованность – это:
а) черты личности;
б) психические состояния;
в) психические свойства;
г) индивидуальная психическая деятельность.
8. Интеллектуальные чувства – это:
а) чувство прекрасного;
б) любовь к родному краю;
г) чувство юмора.
9. Волевые качества формируются и закрепляются:
а) в детстве (до 10 лет);
б) в подростковом возрасте;
в) в юношеском возрасте;
10. Одновременное проявление противоположных эмоций и чувств (например: смех и слезы; любовь и ненависть):
11.Эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся состоянием безысходности, крушением надежд:
12. Действия, совершающиеся под влиянием сильных эмоций, называются:
13. Состояние душевного расстройства, подавленности, связанное с упадком сил и снижением активности, называется:
а) стеническими эмоциями;
б) астеническими эмоциями;
14. Психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели:
15. Какие эмоциональные состояние выражены в высказываниях: «Я убью тебя! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной ему доселе силой замахнулся ею»:
15. Какое эмоциональные состояние описано: когда в класс вошёл директор, ученица, отвечающая у доски, растерялась и замолчала, на наводящие вопросы отвечала сбивчиво, однако после ухода директора, она смогла чётко ответить на все вопросы:
Источник
Тестовые задания по психологии (стр. 7 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Определите вид способностей, которые связаны с созданием предметов материальной и духовной культуры, новыми идеями и изобретениями:
Определите вид способностей, которые непосредственно связаны С врожденными задатками, но не тождественные с ними, а формируются на основе элементарного жизненного опыта:
0пределите вид способностей, которые определяют у определите вид способностей, которые обеспечивают успешность обучения и воспитания, усвоение знаний, умений и навыков:
Способность к сопереживанию и сочувствию другим называется :
Переживания, которые повышают активность человека, побуждая к поступкам называются:
А) стеническими эмоциями.
В) астеническими эмоциями.
D) эстетическими чувствами.
Е) интеллектуальными чувствами.
Эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся состоянием безысходности, крушением надежд :
Относительно слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности к поведении :
Действия, совершающиеся под влиянием сильных эмоции, называются:
Переживания, которые снижают активность человека, расслабляют его называются:
А) стеническими эмоциями.
В) астеническими эмоциями.
Состояние душевного расстройства, подавленности, связанное с упадком сил и снижением активности называется:
А) стеническимии эмоциями.
В) астеническими эмоциями.
Состояние возникающее в экстремальных ситуациях, требующее от человека мобилизации сил и энергии:
А) стеническими эмоциями.
В) астеническими эмоциями.
Психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели:
Какие эмоциональные состояние выражены в высказываниях: «я убью тебя!,- закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной ему доселе силой замахнулся ею»:
Какие эмоциональные состояние описано: когда в класс вошёл директор, ученица отвечающая у доски растерялась и замолчала на наводящие вопросы отвечала сбивчиво, однако после ухода директор, она смогла чётко ответить на все вопросы:
С) аффилиация.
Способность к деятельности определяется:
А) желанием ее выполнять.
В) интересом к ней.
Е) творческим подходом к ней.
Что определяет характер:
А) хорошая координация движений.
C) быстрое включение в работу.
D) высокая контактность.
Что определяет характер:
В) низкая адаптация.
Е) быстрое включение в работу.
Что характеризует темперамент:
С) чувство долга.
D) быстрое включение в работу.
Что определяет темперамент:
С) чувство долга.
D) низкая работоспособность.
Что определяет темперамент:
А) высокая контактность.
B) трудолюбие.
Черта характера личности, проявляющаяся в способности чётко организовать свою деятельность и без надежды на чью-то помощь идти к достижению поставленных перед собой целей:
Черта характера, связанная с недостаточной критичностью мышления и переоценкой своих способностей и возможностей:
Ценностные ориентации личности, бескорыстно направленные на другого человека, его интересы и стремления (иногда даже в ущерб своим собственным интересам):
Черта характера личности, ведущим мотивом деятельности которой, является стремление к достижению первенства, славы, почётному положению в сфере общественной жизни:
Черта характера, проявляющаяся в стремлении к удовлетворению только личных потребностей:
Мифическое наделение всех объектов природы душой:
Нахождение взаимосвязи между предметами и психическими явлениями путем осуществления мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщениями др.):
Совместное участие в какой-либо деятельности:
Осознанные действия, направленные на создание трудностей для лиц, занимающихся аналогичным делом:
Стремление к согласованной и слаженной совместной трудовой деятельности:
Попустительство и безразличие во взаимоотношениях с окружающими:
Безречевое общение посредством жестов, мимики, пантомимики:
А) невербальные средства общения.
В) вербальное общение.
С) барьер общения.
D) общественное мнение.
Осознанное повторное выполнение действий с целью его усвоения:
Е) ориентировочная деятельность.
Стремление человека обрести своё место в обществе, реализовать себя в общении, создании семьи, воспитании детей и т. п.:
А) социальные потребности.
В) органические потребности.
С) духовные потребности.
D) материальные потребности.
E) интеллектуальные действия.
Речь, обычно сопровождающая игру дошкольника и обращённая как правило к самому себе:
А) эгоцентрическая речь.
В) спонтанная речь.
С) аффективная речь.
Е) внутренняя речь.
Выделение существенного в однородных фактах и воплощение его в качественно новых образах:
0дна из логических форм мышления, посредством которой формируется мнение о взаимосвязях между предметами и явлениями:
Процесс восстановления в мышлении объективной целостности конкретных явлений:
Преувеличение качеств и свойств воображаемых объектов:
D) воссоздающее воображение.
Опознание объекта при повторном восприятии:
Взаимосвязь различных ощущении, когда одно из них порождает появление другого:
А) кинестетические ощущения.
В) органические ощущения.
Вид способностей, обеспечивающих возможность управления коллективом и управления производством :
Автор теории о поэтапном формировании умственных действии:
Автор теории о ступенях эволюционного развития психики:
Автор теории о биосферной детерминации развития:
Автор теории о ведущей деятельности и психологии игровой деятельное! и ребенка:
Автор теории о двух важнейших типах личности: экстравертов и интровертов:
Автор экспериментальной теории памяти, использовавший метод
«бессмысленных слогов» и определивший «кривую забывания»:
В) Эббингауз.
Автор метода проб и ошибок, «изобретатель проблемного ящика», автор многих экспериментальных работ по зоопсихологии :
Источник