Задача по теме «Психические процессы» — Ощущение
19. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. Основным источником наших знаний о внешнем мире являются …
2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет … характер.
3. Особенность ощущение в том, что в них … … … предметов и явлений материального мира.
4 . Генетически самое раннее чувствительное психическое явление – … … .
5. Ощущение как … … развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.
6. Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется … механизмам.
7. Повышение чувствительности в результате взаимодействия … называется … .
8. Психофизический закон Вебера-Фехнера формируется так: … ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.
9. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений. Называется … … (или … …).
10. При … под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает …, характерное для другого анализатора.
Задача по теме «Психические процессы» — Ощущение
20. окончите следующие утверждения.
1. Чувствительность анализаторов можно повысить путем …
2. При погружении в чуть теплую воду охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая – холод, потому, что …
3. Войдя в помещение с непривычным запахом, через какое-то время человек …
4. Дифференциальный порог характеризуется относительным постоянством для …
5. Оглушительно громкий звук, слепящий, режущий глаз свет способны вызвать в анализаторе …
6. Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и …
7. Полагают, что «шестое чувство» обусловлено либо восприятием тепловых волн кожей лица, либо …
Задача по теме «Психические процессы» — Ощущение
21. Верны или нет следующие утверждения и почему.
1. Функции рецепторов зависят от уровня развития мозга.
2. Адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать периодически возобновляющийся шум холодильника.
3. Физиологический порог ощущений определен генетически.
4. Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов.
5. У каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями.
6. Интуиция основана на подпороговых ощущениях.
Источник
Лекции по общей психологии Лурия А Р (стр. 28 из 95)
В отличие от аппаратов кинестетической (глубокой) чувствительности, аппараты вестибулярной чувствительности тесно связаны со зрением, которое также участвует в процессе ориентировки в пространстве. Поэтому частое мелькание зрительных раздражений (например при поездке на автомобиле по дороге, вдоль густого леса) может вызвать ощущение нарушения равновесия и тошноту. Аналогичное ощущение (сопровождающееся изменением схемы тела) может быть вызвано также и в процессе полета при быстрых изменениях положения тела в пространстве. Такие же нарушения ощущения равновесия могут быть вызваны патологическими процессами (например опухолями), расположенными в теменно-височных отделах мозга или в мозжечке.
Последней в этом списке и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Именно к. ней относятся обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.
Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактных и дистантных ощущений.
К контактным ощущениям относятся те, при которых воздействие, вызывающее ощущение, должно быть приложено непосредственно к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Типичным примером контактного ощущения могут служить вкус и осязание. Совершенно понятно, что оба вида ощущений не могут быть вызваны воздействиями на расстоянии.
К дистантным ощущениям, наоборот, относятся те, при которых раздражитель вызывает ощущения, действующие на органы чувств с некоторой дистанции. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение. Раздражитель, находящийся иногда на большом расстоянии от субъекта (например звон колокола, свет лампы) может вызывать ощущения, хотя их источник расположен на расстоянии и соответствующие воздействия (например звуковые или световые волны) должны пройти большую дистанцию, прежде чем воздействовать на соответствующие органы чувств.
Классификация всех видов ощущений представлена в следующей схеме:
Экстероцептивные ощущения – контактные
(обоняние, слух, зрение)
Виды экстероцептивных ощущений
Как известно, к числу экстероцептивных ощущений относятся пять перечисленных выше «модальностей»: обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Это перечисление правильно, но не исчерпывает всех видов чувствительности.
Однако следует дополнить этот ряд двумя категориями: промежуточными, или интермодальными, ощущениями и неспецифическими видами ощущений.
Хорошо известно, что если осязание воспринимает сигналы от механических воздействий, а слух – от звуковых волн с частотой колебаний от 20-30 до 20-30 000 Гц, то человек имеет возможность воспринимать и колебания меньшей частоты, чем только что указанные звуковые волны. К таким колебаниям относятся вибрации, частота которых исчисляется примерно в 10-15 Гц. Такие вибрации воспринимаются не ухом, а костью (черепа или конечностей), а ощущения, улавливающие эти колебания, называются вибрационной чувствительностью. Типичным примером такой чувствительности является восприятие звуков глухими. Известно, что глухие могут воспринимать музыку, держа руки на крышке звучащего инструмента, иногда воспринимая звуки даже посредством вибраций пола или мебели. Таким образом, вибрационная чувствительность является примером интермодальных ощущений, занимающих среднее место между осязанием и зрением.
Другим примером интермодальной чуствительности является восприятие некоторых резких запахов или резких вкусовых ощущений, а также сверхсильных звуков или сверхсильного света; все эти воздействия вызывают смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными и болевыми, распространяющиеся на неспецифические чувствительные волокна. В неврологии такие неспецифические компоненты этих видов чувствительности известны как «тригеми-нальные» – от тройничного нерва, возбуждение которого присоединяется в случае сверхсильных раздражений к основному ощущению.
Другим дополнением к обычной классификации экстероцептивных ощущений является наличие неспецифической формы чувствительности. Примером такой «неспецифической чувствительности» может служить фоточувствительность кожи – способность воспринимать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев.
Явления неспецифической фоточувствительности были описаны А. Н. Леонтьевым и др. Этот автор провел точное исследование, при котором на поверхность руки падал окрашенный свет (зеленый или красный), причем температура световых лучей была уравнена водным фильтром. После многих сотен сочетаний определенного цветового сигнала с болевым раздражителем было показано, что при условии активной ориентировки субъекта его можно было научить различать цветовые лучи кожей руки, хотя это различие оставалось неясным и диффузным.
Природа фоточувствительности кожи остается до сих пор неясной, хотя можно предполагать, что она связана с тем, что нервная система и кожа развились из одного зародышевого листка (эктодермы) и в коже могут находиться рассеянные и рудиментарные светочувствительные элементы, которые начинают успешно действовать при особых условиях (в частности, при повышенной раздражимости подкорковых, таламических систем).
Существуют еще недостаточно изученные формы чувствительности, к которым, например, относится «чувство расстояния» (или «шестое чувство») слепых, позволяющее им воспринимать на расстоянии возникающую перед ними преграду. Есть основания думать, что основой «шестого чувства» является либо восприятие тепловых волн кожей лица, либо отражение звуковых волн от находящейся на расстоянии преграды (действующих по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще недостаточно изучены, и говорить об их физиологических механизмах еще трудно.
Взаимодействие ощущений и явление синестезии
Отдельные органы чувств, которые мы только что описали, не всегда работают изолированно. Они могут взаимодействовать друг с другом, причем это взаимодействие может принимать две формы.
С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств. С другой стороны, существуют более глубокие формы взаимодействия, при которых органы чувств работают вместе, обусловливая новый, материнский вид чувствительности, который в психологии получил название синестезии.
Остановимся отдельно на каждой из этих форм взаимодействия. Исследования, проведенные психологами (в частности, советским психологом С. В. Кравковым), показали, что работа одного органа чувств не остается без влияния на протекание работы других органов чувств.
Так, оказалось, что звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Подобное влияние одних ощущений на другие ощущения, по-видимому, происходит на уровне верхних отделов ствола и зрительного бугра, где волокна, проводящие возбуждения от различных органов чувств, сближаются и передача возбуждений с одной системы на другую может осуществляться особенно успешно. Явления взаимной стимуляции и взаимного торможения работы органов чувств представляют большой практический интерес в ситуациях, где возникает необходимость искусственно стимулировать или подавлять их чувствительность (например в условиях полета в сумерках при отсутствии автоматического управления).
Другой формой взаимодействия органов чувств является их совместная работа, при которой качества ощущений одного вида (например слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например зрительных). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.
Психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который включается у многих людей и особенно отчетливо проявляется у некоторых музыкантов (например у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». То же самое относится и к запахам: известно, что одни запахи оцениваются как «светлые», а другие как «темные».
Эти факты не являются случайными или субъективными, их закономерность была показана немецким психологом Хорнбостелем, который предъявлял испытуемым ряд запахов и предлагал соотнести их с серией тонов и с серией световых оттенков. Результаты проявили большое постоянство, и, что самое интересное, запахи веществ, молекулы которых включали большее число атомов углерода, соотносились с более темными оттенками, а запахи веществ, молекулы которых включали мало атомов углерода, – со светлыми оттенками. Это показывает, что в основе синестезии лежат объективные (еще недостаточно изученные) свойства воздействующих на человека агентов.
Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Оно особенно отчетливо проявляется у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований. Известно, что оно преобладает при истерии, может заметно повышаться в период беременности и может быть искусственно вызвано с помощью применения ряда фармакологических веществ (например мескалина).
Источник
7 полагают что шестое чувство обусловлено либо восприятием теплых волн кожей лица либо
Ряд исследователей не отметили у слепых физиологического утончения слуховых восприятий по сравнению со зрячими и даже обнаружили у них затруднения в локализации звуков в пространстве [Runz М., Зимкина А. М.]. По-видимому, у некоторых слепых слух не получает особенного развития, однако тонкие исследования многих авторов и самоописания слепых дают основания полагать, что в большинстве случаев слепота стимулирует развитие слуха. Если к этому же прилагаются и усилия педагогов, то у значительной части слепых слуховые восприятия могут достичь высокой степени совершенства.
Имеются многочисленные наблюдения, свидетельствующие об остром обонянии у слепых. Несомненно также, что слепым приходится пользоваться обонянием чаще, чем зрячим. Морис де ла Сизеранн в книге «Слепец о слепых» пишет: «Алкоголь, вино, кофе, пирожные, мыло, туалетная вода, шерстяные ткани, меховые вещи, кожа перчаток, особенно если она согревается солнцем или теплом комнаты, — все это дает характерные запахи. Точно так же и предметы, с которыми человек обычно имеет дело, — дерево, железо, медь, масляные краски, фармацевтические средства; столяр, слесарь, портной, маляр, наборщик, фармацевт — каждый является носителем особого запаха. Платья очень быстро пропитываются атмосферою, в которой живет человек; затхлый воздух конторы, пары кухни, запахи различных эссенций в малярной мастерской переносятся вместе с платьями их обитателей. А люди, которые носят резиновые накидки или платья из толстого черного драпа и т. д. Все эти вещества создают целый агрегат ощущений, целую обонятельную гамму, то привлекательную, то безразличную, то неприятную, но которая, во всяком случае, помогает отличить, характеризовать людей, даже если не видишь их».
Исследования, связанные с особенностями вкусовой чувствительности, очень немногочисленны. Естественно ожидать некоторое изощрение вкусовой чувствительности у слепых, однако это обусловлено индивидуально-биологическими особенностями и профессионально-трудовой деятельностью индивида.
Известный советский тифлопедагог М. И. Земцова пишет, что отсутствие зрения не влечет за собой изменения элементарной функции (осязания, слуха, обоняния); их пороги раздражения не выше, чем у зрячих; но они достигают высокой степени дифференцированности.
Более трех столетий многие исследователи обращали внимание на удивительную способность слепых ощущать предметы на расстоянии. Этому свойству условно был дан термин «шестое чувство», или «чувство приближения», «чувство пространства», «лицевое зрение». До настоящего времени достаточно полной трактовки этого феномена нет.
В 1669 г. Франсуа де ла Мот ле Вейс описал шестое чувство у двух слепых при приближении к стене. Более подробно об этой особенности слепых сообщил Леви в 1872 г., сам ослепший в раннем детстве. Он пишет: «Хотя совершенно слепой, я могу сказать как у себя дома, так и на открытом воздухе, как на ходу, так и стоя, нахожусь ли я пред каким-нибудь предметом, и могу узнать, велик ли последний или мал, узок или широк. Точно так же я могу определить, изолирован ли этот предмет или преграда непрерывная, компактная ли эта преграда или с просветом, и часто я различаю, находится ли предо мною деревянный забор, кирпичная стена или живая изгородь. Я обыкновенно не могу распознать предметов, если они значительно ниже моего плеча, но бывают и исключения. Это может зависеть от природы этих предметов или от ненормального состояния атмосферы. Кажется, что предметы ощущаются непосредственно кожей лица и что впечатление от них передается прямо в мозг. Лицо есть единственная часть моего тела, обладающая этим свойством. Ни одно из пяти чувств не имеет никакого отношения к описанной способности, и вышеизложенное ведет меня к названию этого чувства, еще не изученного, лицевым восприятием».
По поводу этого феномена было высказано несколько гипотез. Одной из самых распространенных и, казалось бы, естественных является сохранность остатков зрения в виде способности отличать свет от тьмм. В пользу этого может свидетельствовать ощущение предметов крупного размера при приближении к ним. Однако у слепых, сохранивших слабые остатки зрения, шестое чувство слабо развито, и при полной темноте они чаще, чем абсолютно слепые, натыкаются на препятствия.
Вторая гипотеза — чувство расстояния — обусловлено слуховыми ощущениями. Известно, что слепые легче определяют приближение к препятствиям при полной тишине, чем при множестве посторонних звуков. В результате многочисленных экспериментов было высказано предположение, что шестое чувство является результатом восприятии отраженных звуковых волн, производимых шумом собственных шагов при движении, от впереди находящеюся предмета. В то же время большинство слепых воспринимают находящийся впереди предмет и в том случае, если спокойно стоят перед ним.
Против гипотезы слухового ощущения говорит тот факт, что слепые считают органом восприятия отдаленных предметов кожу лица. Часто они заявляют: «Чувствую предмет лицом, но как — сказать не могу». Полное исключение органа слуха (затыкание ушей смоченной ватой и прижатие их пальцами) не способствовало устранению чувства предмета. При приближении предметов сзади или сверху к обследуемому, находящему в покое, шестое чувство не проявлялось.
А. Л. Крогиус полагает, что шестое чувство возникает в результате восприятий тактильных ощущений колебания воздушного столба и теплового излучения. В более поздних исследованиях появление шестого чувства объяснялось за счет действия комплекса факторов: слуховых, кинестетических, тактильных, температурных.
Заслуживают внимания исследования, проведенные под руководством И. С. Беритова. В результате исследований авторы пришли к заключению, что в основе шестого чувства лежит восприятие подпороговых раздражений слухового анализатора, что является условным сигналом для сокращения кожных мышц лица и воспринимается слепыми как «чувство предметов лицом». Авторы показали, что способность ощущать предметы на расстоянии свойственна и животным, по их мнению, эта способность относится к группе оборонительных рефлексов. В. А. Гиляровский к этой же группе рефлексов относил «чувство присутствия», якобы развивающееся у многих слепых в качестве своеобразной компенсации отсутствия зрения.
Высказались и другие точки зрения, но они лишены достаточно убедительной биолого-физиологической основы.
Следует отметить, что до настоящего времени пути компенсации слепоты недостаточно изучены.
Источник