- 5 составляющих эмоционального интеллекта
- Пять категорий эмоционального интеллекта (EQ)
- № 1. Самосознание
- № 2. Саморегулирование
- № 3. Мотивация
- № 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)
- № 5. Социальные навыки
- Урок 2. Модели эмоционального интеллекта
- Вехи развития эмоционального интеллекта
- Какие же существуют модели?
- Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)
- Внутриличностная
- Межличностная
- Адаптивная
- Управление стрессом
- Общее настроение
- Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)
- Смешанная модель Гоулмана
- Тест на эмоциональный интеллект
- Проверьте свои знания
5 составляющих эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект не менее важен для гармоничного развития ребенка, чем обычный интеллект. Наш успех в будущем зависит во многом от способности понимать и контролировать свои чувства, читать сигналы других людей и соответствующим образом реагировать на них.
Вы отлично знаете, опираясь на примеры школьной жизни и работы, как важно вовремя определить свое настроение, контролировать страх, гнев, грусть, адекватно коммуницировать с окружающими, понимать чувства учеников. Но что именно развивать? Об эмоциональном интеллекте сказано достаточно, для полной картины не хватает конкретных примеров из жизни и описания навыков.
Пять категорий эмоционального интеллекта (EQ)
№ 1. Самосознание
Это способность распознавать эмоции, поскольку именно они «происходят», выплескиваются во внешний мир и являются основой нашего психологического состояния. Развитие самосознания требует поиска ключей к вашим истинным чувствам. Если вы можете дать оценку своим эмоциям, назвать их, то вы сможете ими управлять.
Девятиклассница Кристина внезапно расплакалась на перемене между русским языком и химией. Одноклассники пытаются понять, что стало причиной резкого ухудшения состояния.
— Крис, тебе грустно? — сочувственно вздыхает Женя.
— Не зна-а-а-ю, — всхлипывает девочка.
— Может быть, у тебя что-то болит? — интересуется реалистка Маша.
— Нет, ничего у меня не болит! — огрызается сквозь слезы Кристина.
— Ну а что тогда.
Может оказаться, что это чувство никак не связано с грустью, а напрямую со страхом. Девочка чувствует себя очень неуверенно на химии, в этот раз она совсем не успела подготовиться к уроку, и теперь ей стыдно за упущенную возможность, страшно, что ее спросят — она опозорится перед классом и учителем, и обидно, что все так получилось.
Методы работы со страхом совсем иные, чем с грустью. Умение понять, что именно не так — залог успешной борьбы с причинами явления и их последствиями.
Основные элементы самосознания:
- Эмоциональное сознание. Ваша способность распознавать собственные эмоции и их проявления-эффекты. Например, если вам страшно — начинают потеть ладони, перед истерикой поднимается температура, если вы неуверенно себя чувствуете — постоянно мнете руки, а когда вы близки к тому, чтобы сорваться и накричать на кого-то — хмурите лоб и напрягаете скулы.
- Уверенность в себе. Адекватная самооценка и понимание своих возможностей.
№ 2. Саморегулирование
Вы всегда контролируете свои эмоции, даже если кажется, что это не так. Какими бы сильными не были переживания, вы можете продлить или сократить время их действия, используя некоторые методы. Гнев «лечится» анализом ситуации, беспокойство — составлением плана, грусть — тем же пересмотром ситуации в позитивном ключе, прогулкой, медитацией.
Стоило бы научить наших учеников и детей, что со страхом неудачи и неудовольствием не справиться обыкновенным «Есть такое слово НАДО». Приказ взять себя в руки не решает проблему, он усиливает неуверенность в себе.
Куда полезнее сесть, обсудить все в формате активного слушания (об этом мы писали в одном из материалов) и предложить составить план. Вы наверняка замечали, что страх перед задачей постепенно отступает, если у вас перед глазами есть лист с четко прописанными пунктами действий. Ребенок боится экзаменов? Составьте план подготовки к ним. Вы не знаете, как подступиться к отчету? Разделите задачу на множество мелких. Управляйте эмоциями и будьте с собой честны, поймите, почему именно ВАМ важно сделать эту работу. Не можете написать статью? Главное преодолеть «страх чистого листа» — начинайте записывать все мысли, которые приходят вам в голову, составьте структуру будущего материала.
Основные элементы саморегулирования:
- Самоконтроль. Управлять разрушительными импульсами.
- Достоверность. Поддерживать стандарты честности с самим собой
- Добросовестность. Принимать на себя ответственность за собственную работу.
- Адаптивность. Быстро «давать себе отчет» об эмоциональных изменениях и проявлять гибкость.
- Инновации. Быть открытым для новых идей.
№ 3. Мотивация
Чтобы мотивировать себя на любое достижение, нужны четкие цели и позитивное отношение к задаче. У всех людей разная предрасположенность к восприятию действительности — более или менее позитивная, но позитивному отношению можно и нужно научиться. Если вы обнаруживаете и «берете в работу» негативные мысли по мере их возникновения, вы можете оперативно пересмотреть их в более позитивном свете, что поможет вам достичь ваших целей.
— Мам, я не хочу учить весь этот бред! — Коля переходит на крик и швыряет тетрадь с определениями по обществознанию на пол.
— Какой бред, сын? — поднимая брови, но не тетрадь, спрашивает мама.
— Вот эти все сенаты, советы, дебеты и кредиты.
— Тогда не учи, — спокойно отвечает Елена Леонидовна, — если они тебе не нужны.
— Но они нужны. — протяжно выдыхает Николай.
— А для чего они нужны? — якобы непонимающе спрашивает мама.
— Ну они входят в задания на ЕГЭ, потом, я же хочу поступить в вуз.
— А зачем в вуз? — раскрывает идею мама.
— Чтобы потом работать, как я хотел, адвокатом, и защищать людей, которые не виноваты.
— Получается, определения — начало пути, даже уже середина, ведь ты такой молодец и столько всего уже выучил, пути к мечте, Коля, — улыбается Елена Леонидовна, — я тебя не заставляю, просто пойми, хочешь ли ты сам.
— Да, хочу.
Если учение не понимает ДЛЯ ЧЕГО ему знания, он объективно не сможет заставить себя их выучить, если нет изначальной предрасположенности к учебе и поглощению знаний.
Основные элементы мотивации:
- Достижение. Ваше постоянное стремление улучшить или соответствовать стандартам передового опыта.
- Приверженность. Согласование с целями группы или организации.
- Инициатива. Приготовьтесь действовать, исходя из своих возможностей.
- Оптимизм. Преследуйте цель, несмотря на неудачи и сложности.
№ 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)
Способность распознавать (а не угадывать), как люди себя чувствуют и в каком состоянии находятся, — крайне важно для успеха в жизни и в карьере. Чем лучше вы разбираетесь в чувствах и сигналах других, тем лучше контролируете сигналы, которые отправляете сами.
Педагогическая история, которая позволит подвести даже младшеклассников к обсуждению темы вербальных и невербальных сигналов:
Оставшись как-то раз одна дома, Женя решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Женя, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Женю, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Женя! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Женя. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!»
Какие ошибки совершила мама, а какие Женя?
Основные элементы
- Ориентация вовне. Если мы говорим о взрослой жизни, то это способность понимать ожидания клиентов и отвечать на их потребности.
- Помощь другим в развитии. Вы чувствуете, что и другие люди тоже должны двигаться и укреплять свои способности.
- Разнообразие. Вы можете помочь разным людям открыть новые возможности. Пример: вы как учитель можете работать и с активными, и с пассивными детьми, предлагая им материал в разной форме и общаясь с ними, используя разные фразы и мотивацию.
- Социальная осведомленность. Ее еще называют осведомленностью политической. Вы способны читать эмоциональные течения и считывать «силы» внутри группы.
- Понимание других. Самый понятный пункт — умение отслеживать чувства, которые стоят за потребностями и желаниями других. Как в случае с Женей, которая разбила чашку и спряталась не из страха и желания «скрыться с места преступления», а из-за стыда, но не смогла это выразить.
№ 5. Социальные навыки
Развитые навыки межличностного общения равносильны успеху в жизни и в карьере.
Да, мы учим наших детей, что залог отличной карьеры в будущем — высокие оценки и хорошие знания, но вспомните сами свое окружение: кто более успешен — отличники или троечники? Саша, который все школьные годы провел за учебниками и выучил их от и до, или Алеша, который всегда был «троечником-хорошистом», но обладал настоящим талантом договариваться с людьми, умел расположить их к себе и завел отличных друзей? В моем окружении есть оба примера. И Алеша реально счастлив и куда более успешен.
Дело в том, что в современном мире каждый из нас имеет доступ к теоретическим знаниям. Не надо помнить наизусть абсолютно все даты по курсу истории России, их всегда можно посмотреть в Интернете. Совсем другой разговор — понимание причинно-следственных связей, развитие критического мышления и умение аргументировать свою точку зрения. Социальные навыки становятся важнее с каждым годом, потому что в условиях глобальной экономики вы должны обладать умением понимать, сопереживать и вести переговоры, если не хотите оказаться «за бортом».
Наиболее важные социальные навыки
- Влияние. Использование эффективной тактики убеждения («5 способов сделать свою речь более убедительной» — материал в наших социальных сетях)
- Связь. Отправка четких сообщений. Умение дать четкое задание, понятное ученикам, коллегам, подчиненным — крайне важный навык. Если ваш класс или команда не понимают, чего вы от них хотите, эффективной работы не получится.
- Лидерство. Умение вдохновлять и лидировать.
- Управление изменениями. Умение стать катализатором в том или ином процессе.
- Управление конфликтами. Понимание, ведение переговоров и разрешение разногласий.
- Сотрудничество. Работа с другими людьми по достижению общих целей.
Педагогическая игра «Передай чувство»
Цель — развивать у детей умение сотрудничать и понимать эмоции других людей
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какое-либо чувство и без слов — одними только движениями пальцев — передает его партнеру. Тот должен угадать это чувство и передать его следующему и т. п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «чувство» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось.
- Командная работа. Создание групповой синергии в достижении коллективных целей.
Источник
Урок 2. Модели эмоционального интеллекта
Психологи полагают, что для повышения эмоционального интеллекта нужен системный подход, при помощи которого человек будет шаг за шагом овладевать определенными навыками и становиться «эмоционально умнее». Несмотря на невероятный интерес к этой теме, существует не так много подходов к эмоциональному интеллекту.
В этом уроке мы рассмотрим три самые популярные модели и увидим принципиальную разницу между ними. Также мы обратим внимание на историю эмоционального интеллекта и убедимся, что этот предмет находится еще на стадии своего становления.
Содержание:
На протяжении всего развития человечества, люди осознавали важность управления эмоциями. Они научились приводить себя в состояние аффекта, чтобы противостоять диким животным и настраиваться на позитивный лад при общении с важными для себя людьми. Однако это получается далеко не всегда. Почему? Эмоции непредсказуемы, они изменчивы, поэтому мы стоим на пороге очень сложной задачи: научиться управлять ими и сделать их своими помощниками, а не врагами.
Эмоции бывают уместными и неуместными. В определенных ситуациях, например, гнев или злость на себя могут быть полезными (хотя из-за своей разрушительности не рекомендуется прибегать к ним слишком часто). В других излишний оптимизм может помешать достижению цели (когда требуется полная сосредоточенность и полная эмоциональная нейтральность).
Для того, чтобы хоть как-то разобраться с этой крайне сложной темой, были созданы модели эмоционального интеллекта. Создание этих моделей тесно связано с историей предмета, поэтому мы вкратце коснемся ключевых вех его развития.
Вехи развития эмоционального интеллекта
В 1872 году Чарльз Дарвин издает книгу под названием «Выражение эмоций у людей и животных». По сути, это первая научная работа, посвященная эмоциям людей и их роли для адаптации и выживания.
В 1920 году профессор Эдвард Торндайк вводит понятие социального интеллекта. Он описал его как способность понимать людей, женщин и мужчин, умение обращаться разумно с людьми.
В 1926 году создан первый в мире тест для измерения социального интеллекта под названием George Washington Social Intelligence Test.
В 1940 году Дэвид Уэкслер написал публикацию, в которой разделил способности и умения человека на интеллектуальные и не интеллектуальные.
В 1964 году в работе Майкла Белдока появилось понятие эмоционального интеллекта.
В 1965 году Клод Штайнер вводит понятие эмоциональной грамотности и разрабатывает концепцию для ее тренировки.
В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою модель интеллекта, разделив его на внутриличностный и межличностный.
В 1985 году выходит первая книга, посвященная развитию эмоционального интеллекта. Это «A Study Emotion: Developing Emotional Intelligence» Уэйна Пэйна.
В 1988 году Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционального коэффициента.
В 1990 вышла в свет работа Джона Майера и Питера Саловея «Emotional Intelligence», которая привлекла всеобщее внимание к этому предмету.
В 1995 году вышла научно-популярная книга Дэниела Гоулмана «Emotional Intelligence», которая стала самой читаемой книгой, посвященной социальной науке. После ее выхода эмоциональный интеллект приобретает невероятную популярность и становится интересным не только психологам, но и простым людям.
Какие же существуют модели?
Существует три самые распространенные модели эмоционального интеллекта на данный момент. Между ними существуют различия, однако все они сходятся в важности одного навыка — умения управлять своими и чужими эмоциями. Помимо этого, есть десятки навыков, которые необходимо развить для того, чтобы ваш эмоциональный интеллект значительно повысился и вы начали извлекать из него преимущества.
Несмотря на то, что в идеале нужно «прокачать» несколько десятков навыков, многие из них подтягиваются сами собой, когда вы начинаете прививать другие. Условно говоря, добившись совершенства всего в пяти навыках, вы автоматически прогрессируете во всех остальных.
Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)
Израильский психолог Рувен Бар-Он является одним из ведущих теоретиков и исследователей в области эмоционального интеллекта. Он также ввел понятие эмоционального коэффициента — уровня измерения эмоционального интеллекта.
Бар-Он разработал свою модель в 1982 году, а представил спустя четырнадцать лет на собрании американской ассоциации психологов в Торонто. Он выделил 15 способностей, которые, будучи приведены в полный порядок, позволяли человеку ощущать себя счастливым.
Способности разделены на пять категорий:
Внутриличностная
Ассертивность — это способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять при необходимости твердость убеждений, стоять на своем и при этом уважать потребности другого человека. Стивен Кови называет эту ситуацию Win-Win. Этот навык является полной противоположностью пассивности, стеснительности и агрессии.
Мы подробнее рассмотрим ассертивность в четвертом уроке.
Самоуважение (самооценка) — это способность понимать и оценивать свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения, уважать себя и воспринимать положительно, оставаться в согласии с самим собой. Существует три типа самооценки: заниженная, нормальная и завышенная. Может показаться, что лишь заниженная самооценка может привести к печальным последствиям и несчастью, однако на это способна и завышенная. В этом случае человек испытывает недоумение — почему никто его не уважает и не оценивает по достоинству?
Независимость — это способность самостоятельно принимать решения, твердо стоять на своих ногах и не зависеть от других. Речь идет скорее об эмоциональной зависимости, когда человек является рабом эмоций и привычек.
Самоактуализация — это развитие в себе динамического непрерывного процесса стремления развиваться, устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывая свой потенциал. Человек обретает смысл своего существования и становится тем, кем он способен стать.
Эмоциональная осознанность — это способность человека замечать, осознавать и оценивать эмоции в конкретный момент, различать их и понимать причины их возникновения. Для развития этой способности рекомендуется заниматься медитацией.
Межличностная
Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Способность к эмпатии не зависит от интеллектуальных усилий.
Эмпатию мы подробнее рассмотрим в четвертом уроке.
Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, уметь сотрудничать с другими людьми. Включает в себя нравственность, совесть, заботу о ближнем и стремление брать на себя ответственность за поступки других людей.
Межличностные отношения — это навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, умение чувствовать себя комфортно в социальных контактах. Различают формальные и неформальные отношения.
Адаптивная
Умение решать проблемы — это способность установить и сформулировать проблему, а затем найти наиболее эффективный способ ее решения. Для развития этого навыка требуются логическое, творческое мышление, а также интуиция.
Гибкость — это умение менять манеру поведения, образ мышления и эмоциональный фон в зависимости от обстоятельств. Человек, обладающий гибкостью, не отрицает реальность и всегда ищет возможности извлечь выгоду из меняющегося окружения или ситуации. Этот навык более всего свойственен художникам и творческим людям.
Оценка действительности — это способность сверять свои чувства, эмоции и мысли с объективной внешней реальностью.
Управление стрессом
Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие так называемых стрессоров, и не вовлекать негативные эмоции. Также это умение человека делать то, что нужно и не позволять эмоциям себя отвлекать.
Контроль импульсов — это умение устоять перед соблазном быстрого удовлетворения потребностей ради долгосрочного успеха. Требует развитой силы воли и дисциплины.
Общее настроение
Оптимизм — это способность человека сохранять позитивное отношение даже в трудных обстоятельствах и при этом решать свои проблемы. Любая неудача или проблема — новая возможность. Это некий образ мышления, при котором человек сознательно не допускает деструктивные мысли, способные подорвать уверенность в себе.
Счастье (благополучие) — это способность быть умиротворенным, воодушевленным, жизнерадостным и при этом любить жизнь и других людей.
Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)
В 1990 году американские психологи Майер, Саловей и Карузо предложили свою модель эмоционального интеллекта. Они дорабатывали ее несколько лет и в итоге представили обновленную модель, состоящую из четырех компонентов.
Восприятие, оценка и выражение эмоций. Это способность безошибочно различать эмоции и идентифицировать эмоциональное содержание. Майер, Саловей и Карузо утверждают, что это основной и базовый компонент развития эмоционального интеллекта. Они исходят из того, что выражения лиц, отображающих гнев, печаль, счастье и страх у всех людей одинаковы, а значит их можно распознать. Младенцы и дети излучают эмоции искренне, а желание их прикрыть слишком явно отображается на языке их тела. Взрослый человек склонен скрывать свои эмоции, но тем не менее при длительном наблюдении или появлении микровыражений их точно можно безошибочно определять. Если вы продвинулись в овладении этим навыком, то умеете более точно идентифицировать ситуацию и действовать, исходя из своих выводов.
Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Способность человека пробуждать в себе креативность, активизировать свой мыслительный процесс, используя эмоции как мотивацию. В этом случае вы сознательно понимаете силу эмоций, осведомлены о своей психологии и используете свои ощущения в свою пользу, а не во вред. Вы учитесь направлять свое внимание на важные для вас вещи и искусственно вызывать нужные эмоции, которые помогут решить задачу. Например, многими исследованиями доказано, что при оптимистическом, позитивном подходе и образе мышления, мозг человек работает лучше, чем в пессимистическом. Исходя из этого, вы вводите себя в нужное состояние и добиваетесь поставленных перед собой целей.
Понимание эмоций. Способность осознать связь и различие между эмоциями и мыслями, определять причину и истоки появления эмоции, понимать амбивалентные (сложные) чувства и интерпретировать эмоции, возникающие во взаимоотношениях с людьми. Относитесь к любой эмоции как к некой информации, которую она несет. Когда человеку страшно, он выбирает один из трех способов действия: бежать, цепенеть и атаковать. Когда он счастлив, то хочет находиться рядом с людьми и делиться своей радостью. Если гневается, то хочет причинить физический или моральный вред другому человеку. Некоторые эмоции перетекают друг в друга, другие возникают на доли секунды и исчезают. Вы также можете заметить, как при помощи мыслей меняются ваши чувства и эмоции.
Оценка эмоций. Способность пробуждать, укрощать и направлять свои и чужие эмоции для достижения определенных целей. Для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей, необходимо привести себя в состояние осознанности, при котором вы спокойны и наблюдательны. Чтобы достичь успеха в повышении этого навыка, нужно развивать самодисциплину и самоконтроль.
Смешанная модель Гоулмана
Наиболее известным подходом к развитию эмоционального интеллекта является смешанная модель Дэниела Гоулмана. За основу Гоулман взял модель Мейера, Саловея и Карузо. К их компонентам он добавил еще несколько — настойчивость, энтузиазм и социальные навыки. Таким образом он объединил когнитивные способности с личностными характеристиками. Известность смешанной модели стала настолько большой, что вышла за рамки интереса психологов и стала популярной среди обычного круга людей. Всего Гоулман выделяет пять компонентов, разделенных на более мелкие элементы.
Самосознание:
- Уверенность в себе: это свойство личности, ядром которого выступает позитивная (или адекватная) оценка своих сильных и слабых сторон.
- Правильная самооценка: осознание своих возможностей и сильных сторон.
- Эмоциональное самосознание: анализ своих эмоций и осознание их воздействия, а также использование интуиции.
Самоконтроль:
- Оптимизм: умение с позитивом и надеждой смотреть на реальность или сложную ситуацию.
- Открытость: надежность, проявление прямоты и честности.
- Обуздание эмоций: умение контролировать деструктивные импульсы и эмоции.
- Воля к победе: стремление улучшать личную эффективность ради того, чтобы соответствовать внутренним стандартам качества.
- Адаптивность: умение приспособиться к меняющимся обстоятельствам.
- Инициативность: полная готовность к активным действиям.
- Социальные навыки: способность выстраивать эффективные взаимоотношения с другими людьми.
- Предупредительность: умение удовлетворять потребности и нужды клиентов и подчиненных.
- Деловая осведомленность: осознание и понимание иерархии ответственности и политики, текущих событий.
- Сопереживание: проявление участливого отношения к проблемам других людей, умение прислушаться к их чувствам.
Управление отношениями:
- Влияние: это владение рядом тактик убеждения.
- Воодушевление: умение вести за собой других людей, рисуя прекрасную картину будущего.
- Содействие изменениям: способность вести людей в новом направлении и инициировать изменения в карьере и личной жизни.
- Помощь в самосовершенствовании: умение развивать способности других людей.
- Укрепление личных взаимоотношений: поддержка социальных связей.
- Урегулирование конфликтов: эффективное разрешение разногласий.
- Сотрудничество и командная работа: умение создать продуктивную команду.
Эмпатия. Способность распознавать свои и чужие эмоции, умение сопереживать. Мы рассмотрим подробнее эмпатию в четвертом уроке.
Мотивация. Умение побуждать себя к действию. Подробнее мы рассмотрим мотивацию и самомотивацию в пятом уроке.
Смешанная модель Гоулмана приобретала свою популярность не в последнюю очередь благодаря стимулированию людей к развитию личностных качеств. Его книги написаны простым и доступным языком с тем, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий. Советы Гоулмана просты и не требуют особых знаний о психологии. Несомненно, этот психолог объединил все лучшее, что было создано до него и дал миру свою модель, которая способна повысить эмоциональный интеллект любого человека.
А теперь предлагаем вам пройти небольшой тест, который поможет оценить ваш эмоциональный интеллект.
Тест на эмоциональный интеллект
Тест на эмоциональный интеллект (методика Н.Холла) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Правила следующие:
- В вопросах, где нужно выбрать из 6 вариантов, ответьте, насколько каждый человек похож или не похож на вас. Выберите тот ответ, который показывает, насколько описываемый человек похож на вас.
- Опросник состоит из ряда вопросов о вас, вашем стиле поведения, привычках, мыслях, чувствах, переживаниях и образе жизни. Вам нужно спроецировать каждый вопрос на себя и подобрать вариант ответа, наиболее точно отражающий вашу позицию в конкретном контексте. Отвечать следует максимально честно перед самим собой, смотря правде в глаза.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
В этом уроке мы вкратце рассмотрели историю эмоционального интеллекта и изучили три самые популярные модели для его повышения. Несмотря на то, что психологи предлагают нам овладеть десятками навыков, их можно свести к пяти-шести, на которые мы и обратим внимание в нашем курсе.
В следующем уроке мы научимся управлять своими эмоциями и получим рекомендации, как справиться с самыми разрушительными. Также мы поможем вам научиться вызывать в себе позитивные эмоции и ощущения для того, чтобы повысить свою удовлетворенность жизнью и приблизиться к счастью.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Следующий урок посвящен управлению эмоциями.
Источник