Упражнения по теме «Однородные члены предложения»
ОЧП1. Вспоминаем теорию .
А) Какие предложения называют простыми осложнёнными?
Б) Чем может быть осложнено простое предложение?
В) Если внутри предложения нет знаков препинания, является ли это достаточным основанием считать его неосложнённым?
Г) Может ли осложнённое предложение быть нераспространённым?
ОЧП2 . Перепишите предложения. Подчеркните однородные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Нет сравнений чтобы передать эту упоительную волшебную игру красок. Как будто бы миллионный рой бабочек голубых белых синих лиловых малиновых оранжевых и розовых спустился вдруг на высокую гору покрыл её всю и услаждённый солнцем радостно бьётся в воздухе и дрожит своими лёгкими полупрозрачными крылышками. ( По А.И. Куприну )
ОЧП3 . Перепишите предложения, выделите однородные члены. Расставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку.
1. Глупость человека сказывается или из его действий или из его слов.
2. Тропинка то поднималась то опускалась шла то влево то вправо.
3. И больно мне и весело и тяжело и сладко.
4. В полях и в лесах ощущалось и чувствовалось приближение и наступление весны.
5. У меня и у тебя не выяснены счёты с пламенем и ветром и водой.
6. Я видел лишь белое платье да чей-то привздёрнутый нос.
7. Птицелов должен не только знать повадки и голоса птиц но и обладать ещё мастерством декоратора.
8. Он жил настоящим мгновением зато уж жил вполне.
9. Мал золотник да дорог.
10. Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен.
11. Он походил на заводского мастера или на управляющего.
12. Её подбородок дрожит не то от смеха не то от слёз.
13. Как жить так и читать вприпрыжку не следует.
14. Сосулька растёт утром в толщину а вечером в длину.
ОЧП4. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Обозначьте синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов.
Особе..ой гордостью страны являет..ся Беловежская пуща самый древний лес Европы. (З,с)десь насчитывает..ся более оди..адцати тысяч.. видов животных. Рыси бизоны волки лисы и зубры представители (Б,б)еловежских хищников. Водят..ся так(же) птицы глухарь тетерев рябчик куропатка дикая утка чёрный аист журавль.
Осенью ..десь вызр..вает бе..числе..ое ко..ичество ягод черники земляники брусники клюквы. А грибы подосиновики опята боровики подб..рёзовики и лисич..ки встречают..ся на каждом шагу.
ОЧП5. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов.
- Ра..им утром сквозь молочно(голубую) тума..ую дымку мутно в..днелось всё (во)круг лес и скалы и остр..ва и бе..крайние озёра.
- Унылое подавле..ое настроение почему(то) пр..следовало её (по)всюду в школе и дома в фотостудии и на трен..ровке.
- Меня в этот су..отний вечер ждали друзья и дома и в кафе и в театре.
- Мы с классом побывали в нескольких учреждениях культуры нашего города в театре в музее в филармонии.
- Р..скошное убранство комн..т костюм хозяйки портреты на стенах (н..)что (н..)укрылось от наблюдат..льного гостя.
- Море порт, город – всё превратилось в порывистую от ветра тьму.
- На всём на цветах на траве и на листьях бл..стела и др..жала утре..яя з..ря.
- У входа в школу нас встрет..ли учитель кла..ный руководитель и директор.
ОЧП6. Подберите обобщающие слова к рядам однородных членов и составьте с ними предложения. Можно менять падеж однородных членов и обобщающих слов. В одном предложении необходимо использовать двоеточие, в другом тире, в третьем двоеточие и тире.
- Братья, сёстры, родители.
- Учёба, труд, спорт.
- Утро, вечер, день, ночь.
- Газеты, журналы, книги.
ОЧП7. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов.
Везде в сраженьях и в труде всегда и в счастье и в беде Отчизне вер..н будь! (Сергей Михалков)
Учились дети б..гачей сынки купцов дворян (не)много в школы шло детей р..бочих и крестьян (Сергей Михалков)
(Н..)что (н..)слова (н..)мысли (н..)даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чу..ствования. (Константин Ушинский)
Ю..ые деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно (Константин Паустовский)
ОЧП8. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подберите к пропускам, обозначенным символом , обобщающие слова.
Друзья погл..дите (по)вн..мательнее на карту нашей пр..крас..ной страны. Через просторные степи через зелё..ую т..йгу через холодную бе..листную тундру проложили свой путь многочисле..ые реки. Бе..чётное множ..ство малых рек речушек маленьких лесных руч..йков прозрач..ных озёр разброса..о по всей огромной те..итории нашей (н..)об..ятной страны.
В древност.. плыли гружё..ые товарами корабли по по серебря..ому Днепру по в..лич..стве..ому Дону по широкой кр..савиц.. Волг.. по пусты..ым (С,с)еверным рекам. Мёдом хлебом рыбой солью драгоце..ыми редкос..ными мехами разнообразными торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли древние русские Киев и Новгород Ярославль и Владимир Псков и Москва. (По Ивану Соколову-Микитову)
ОЧП9. Вставьте в предложения однородные члены, раскрывающие смысл обобщающих слов. Расставьте недостающие знаки препинания.
- В школьном саду посадим фруктовые деревья …, …, . … .
- …, …, . все эти животные считаются хищниками.
- Нигде ни . , ни . , ни . я не встретился с друзьями.
- Повсюду . . . ощущалось настроение праздника.
ОЧП10. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Переделайте каждое предложение таким образом, чтобы в нём не было ни двоеточий, ни тире.
1) И кажется что вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля.
2) Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .
4) Все породы смолистых деревьев как то сосна пихта называют красным лесом.
5) Весной со всех сторон из зарослей камыша с берега речки из-под прибрежных ракит доносится неумолкаемый лягушачий хор.
6) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
7) Всё было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.
8) Везде на крышах домов на деревьях на скамейках аллеи была изморось.
9) В тайге водятся разные звери а именно медведи лисицы рыси и белки.
ОЧП11. Исправьте пунктуационные и грамматические ошибки.
- Тульская гармонь, белёвское кружево и пастила, тульские пряники, самовары и оружие, игрушка филимоновская, яснополянская керамика: всеми этими и многими другими промыслами славится наш родной край.
- Среди тульских пряников наиболее известны: сырцовые, медовые, сливочные, коричневые с мраморно-глянцевой поверхностью, зубча́тым краем, золотистым тестом и фруктово-ягодной начинкой.
- Стилистические изображения: самовара, птицы Счастья, тульского Левши, соборов Тулы, Тульского кремля, видов Ясной Поляны, героев народных сказок и легенд – всё это темы изобразительных сюжетов на тульских пряниках.
- Самовары изготавливались самых разнообразных форм, или, как говорили тогда, фасонов, и каждый из них имел своё название — «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка» и др.
- Памятники известнейшим русским писателям Толстому, Есенину, Вересаеву, Пушкину, Жуковскому можно увидеть, прогуливаясь по улицам Тулы.
ОЧП12. Расставьте знаки препинания в схемах. Составьте по одному предложению к каждой схеме.
1. О и О и О ⊗ .
2. ⊗ О зато О.
3. Не только О но и О и О ⊗ .
4. ⊗ как О и О так и О и О .
5. ⊗ ни О ни О ни О .
6. О и О О и О ⊗ .
ОЧП13. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Восстановите на месте пропусков обобщающие слова .
- Страницу и огонь зерно и жернова́ секиры остриё и усечённый волос Бог сохраняет особенно слова прощенья и любви как собственный свой голос (Иосиф Бродский)
- Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышные брега и Волги радостные воды мило мне как жар стихов как шум прибе́режной дубравы и разыгравшихся валов (Николай Язы́ков )
- было хорошо знакомо а именно широкие окрестности и заснеженные поля давно осыпавшиеся рощи и бесконечные дороги с верстовыми столбами.
- кругом выглядело несказанно радостным обещающим только радость и счастье зелёная трава на улице шумящая от ветра листва на деревьях солнце над головой.
- Не только широкие поля и бескрайние леса но и реки и озёра несущие людям и радость и здоровье вот наше национальное .
- Общение с окружающим миром природой искусством живыми людьми обогащает и облагораживает человека. (Сергей Баруздин)
- Белая куропатка разгребая снег отыскивает себе замёрзшие ягоды и семена и почки одним словом (по Ивану Соколову-Микитову)
- ни шум пререкавшихся между собой ямщиков ни завывавшая метель не могли потревожить мой сон.
- Любые русской пунктуации обособленные члены предложения обращения вводные слова однородные члены не представляют для меня сложности.
ОЧП14. Диктант. Предложения, выделенные жирным шрифтом, необходимо разобрать синтаксически. Слова, выделенные курсивом, разобрать как часть речи.
По фрагменту из повести Василия Михайловича Пескова «Дороги и тропы»
По дороге из Москвы в тургеневскую родовую усадьбу Спасское-Лутовиново можно увидеть, как лесная Россия на путях к югу теряет привычные берёзовые одежды. За Серпуховом земля уже поделена́ поровну между полями и лесом. За Тулой открываются взгляду разнообразные картины: не только леса, но и пашни, и суходолы, и овраги.
В Спасском-Лутовинове и ранее бывало немало гостей: актриса Савина, поэты Фет и Некрасов. Приезжал сюда и Лев Толстой, и писатели спорили, обсуждая два парка: яснополянский и лутовиновский. Всё лучшее, что может расти в чернозёмной полустепной России: рябины и яблони, берёзы c дубами, ёлки да ясени, — всё перемешано в этом парке. Зелёная вода прудов, птичий гомон, деревенские песни, охота — таков родивший Тургенева мир.
Многое здесь помнит Тургенева: липовые аллеи, поляны, покрытые шалфеем и одуванчиками, и бескрайнее ржаное поле, и та же деревенька, и лежащий в двадцати верстах отсюда Бежин луг.
Источник
4 повсюду ощущалось настроение праздника
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 438
- КНИГИ 654 617
- СЕРИИ 25 041
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 737
Сырым и прохладным апрельским утром тысяча девятьсот шестьдесят третьего года на окраине Москвы у Крестьянской заставы точно в срок, как и предсказывали врачи, родился мальчик с рыжими корочками бровей. Его немолодая мать, у которой было уже двое сыновей, решилась на третьи роды лишь потому, что мечтала о девочке. Добрая женщина полагала, что в будущем, когда сыновья обзаведутся семьями и покинут родителей, дочка останется при них и послужит утешением в старости, пусть даже к тому времени наступит, как уверял муж, коммунизм и всякая надобность в личном утешении отпадет. Ни тем, ни другим надеждам не суждено было исполниться, но рождение третьего ребенка, в честь деда по материнской линии названного Александром, принесло семье долгожданную квартиру напротив Тюфелевских бань от щедрого государства и трехстворчатый полированный шкаф от богатого, но прижимистого старика, доселе не желавшего признавать коммунистического зятя и его потомства. Этим дедушкины благодеяния не исчерпались, и он пообещал отписать дочери садовый участок в местечке Купавна близ Бисерова озера при условии, что младенец будет крещен.
Последнее обстоятельство сильно смутило Анну Александровну. Она и думать не смела, чтобы рассказать обо всем супругу, и хотела было отказать отцу, потому что мир в семье был ей дороже любых дач, а лгать мужу она обыкновения не имела. Однако ребенок от рождения был слаб, часто болел, и после одной из сильных простуд она решилась втайне отнести его в церковь и окрестить. Бывший восприемником Александра дедушка свое обещание сдержал и за полгода до смерти завещал дочери дачу. С тех пор семья проводила все лето в благословенной Купавне, возделывая небольшой огород и сад, помогавшие своими плодами скрасить уныние московской зимы.
Виновнику всех этих счастливых приобретений, впрочем, никакого дела до них не было. Он не унаследовал ни ума, ни житейской ловкости старших братьев, рос в их тени, донашивал за ними одежду и ходил в те же детские учреждения, где его звучная фамилия была хорошо известна. Очень скоро заметили в нем, однако, черты, тезкинскому роду несвойственные. Мальчик был задумчив и тих, не любил шумных игр и ярких игрушек и с младенчества отличался двумя странно связанными между собою особенностями: таинственным предощущением смерти и необыкновенной влюбчивостью во все женское.
Еще ребенком в саду, где из-за непрекращавшихся простуд его клали спать одного в теплой комнате, он просыпался всякий раз, когда молоденькая воспитательница Лариса Михайловна переодевалась и, высоко подняв руки, закалывала пышные волосы. Тезкин таращился на нее во всю ширь своих серых глаз. Чувствуя на себе этот совсем недетский взгляд, она торопливо надевала халат, со странным волнением наклонялась над его кроваткой и велела ему спать. Санечка послушно закрывал глаза и задумчиво улыбался: маленькая, гибкая женщина казалась ему такой чудесной, что за ее красоту и беззащитность он был готов простить ей даже то, что она заставляла его есть гречневую кашу с молоком, превращая столь приятное занятие, как еда, в сущую муку. Но одновременно с этим пронзительным восхищением ужас сжимал его сердце. Точно он чувствовал, что скоро откроется страшная вещь: воспитательница больна туберкулезом, и ее немедленно уволят, всех детей станут обследовать, делать прививки, но, по счастью, ничего не найдут и ее все забудут. Только год спустя он услышит, как одна нянечка скажет другой, что Лариса умерла.
В ту же ночь она пришла к нему во сне, еще прекраснее, чем наяву, в своей прозрачной кружевной комбинации, наклонилась над кроваткой и попыталась взять на руки. Но в тот момент, когда ее холодные пальцы дотронулись до него, он проснулся и сначала не понял, что случилось. А потом заплакал от обиды, что это был только сон и вокруг него обыкновенная ночная пустота, равномерное и глухое урчание автозавода, редкий отблеск проехавшей по переулку машины и сопение братьев. Он закрыл глаза, чтобы снова увидеть ее, и она пришла, но уже не приблизилась, а стояла вдали, обещая, что иногда будет приходить.
Она снилась ему довольно часто — иногда каждую ночь, иногда реже, и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью. Но когда забывал — она приходила снова и звала к себе, глядя печально и нежно. Семилетний Тезкин сильно исхудал, лицо его сделалось прозрачным и бледным, и встревоженные родители повели его к психиатру. Пожилая участливая женщина напрасно выспрашивала его, кем он хочет стать, что ему нравится делать, какие ему снятся сны, — он интуитивно чувствовал, что его хотят разлучить с воспитательницей, и, упорно сжав губы, молчал.
С той поры он влюблялся во взрослых женщин — девочки, сверстницы не интересовали его. Он любил безответной любовью школьную пионервожатую Таню, ради нее таскал каждую неделю из дома сумки с макулатурой и сделался членом совета дружины. Потом Таня вышла замуж за араба из Университета дружбы народов и уехала с ним в далекую аравийскую страну, где стала третьей женой, а снившийся ей в горьких душных снах пионер был уже без памяти влюблен в десятиклассницу Ирочку Раевскую, ходившую по школе в длинном гимназическом платье. Ирочка нисколько не удивлялась его обожанию, разрешала идти рядом с собой до метро и нести ее портфель, на прощание проводила рукой по нестриженым тезкинским волосам, и когда она ушла совсем, Сане подумалось, что никого больше он не будет любить так сильно. На самом деле не смогла полюбить она и всю жизнь томилась тоскою, даже не ведая, кто был тому причиной.
А Санина душа пребывала в состоянии вечной влюбленности, то мимолетной, то более продолжительной, встречая всякий раз недоуменное и смутное чувство. Лишь молодая учительница математики Серафима Евдокимовна Хренова не умилилась его любви и, пользуясь своим положением, попыталась от себя его отвадить. Дитя страдало, огорчаясь не напрасными двойками, а ее холодностью, опытное педагогическое око насквозь пронзало влюбленного шестиклассника. Чисто женское презрение хорошенькой математички относилось не к тому, что он дерзнул смотреть на нее иначе, чем положено ученику, но к его нелепой и бестолковой будущности.
И действительно, похоже, ничего путного выйти из Тезкина не могло. Природа, верно, истратила весь свой запас на его братьев, а он ничем особо не интересовался, ни в какие кружки и секции, любимые детворою и подростками, не ходил. Единственным, что занимало его праздный ум, была висевшая на стене огромная карта звездного неба, которую он облазил вдоль и поперек, выучив сотни никому не нужных названий. Учился он плохо, и если бы не фамильная репутация, заслуженная старшими Тезкиными, Саню непременно поперли бы из спецшколы с ее весьма строгими нравами. Впрочем, когда дело доходило до критической отметки, он словно нехотя собирался, зазубривал положенное количество правил и стихов и переваливал в следующий класс. Но в душе относился к своей сложенной из красного кирпича школе в рабочей слободке с содроганием, достойным хулигана и двоечника.
В семье, где родители считали долгом дать детям образование, не жалея для этого ни денег, ни сил, это было едва ли не горем. Напрасно Саню на все лады пробовали убедить, как важно хорошо учиться, расширять кругозор, много читать, заниматься сверх программы и уже теперь думать об институте. Все эти разговоры он пропускал мимо ушей. О будущем своем никогда не задумывался, и, если бы ему, как некогда Парису, предложили отдать заветное яблочко одной из трех богинь, ведавших властью над миром, славой и любовью, он не колеблясь отдал бы его вслед за своим горемычным порфирородным тезкой Афродите.
И Афродита щедро ему платила. Невинность была потеряна им еще в том возрасте, когда его хитроумные одноклассники довольствовались тем, что, опустив под парту карманное зеркальце, разглядывали пухлые ножки ерзающих сзади одноклассниц и грезили ими во влажных отроческих снах. А вечно опаздывающие к роковому моменту отцы ломали голову, пытаясь решить задачу неразрешимую — как бы половчее объяснить внезапно повзрослевшим чадам, что делать с беспокоящей их штуковиной. Саня же купался в эту пору по ночам в Бисеровом озере с одной легкомысленной дачницей, художницей двадцати с лишним лет, очарованной его задумчивыми глазами, мальчишеской худобой и сухой горячей кожей. По утрам он сидел у нее на терраске в чем мать родила и позировал для карандашных экзерсисов, покуда она не снимала сарафан и, бросив работу, не увлекала его на старенький дачный топчан.
Источник