3 стресс как атрибут педагогической деятельности

3 стресс как атрибут педагогической деятельности

Н.П. Сытая

заместитель директора по воспитательной работе лицея №1 г. Гродно

(научный руководитель – В. П. Тарантей, профессор, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС: ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА

В данной статье представлен анализ проблемы стресса педагогов в профессиональной деятельности, охарактеризованы симптомы эмоционального выгорания педагогов, описано пути минимизации стресса у педагогов, методы и приёмы повышения стрессоустойчивости, развития навыков саморегуляции и совпадающего поведения в стрессовых ситуациях.

Проблема продуктивности педагогической деятельности является одной из актуальных для педагогической науки и практики. По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряжённых в психологическом плане видов деятельности. Группа профессий, реализуемых в системе субъект-субъектных отношений, к которым относится и педаго­гический труд, имеет существенные особенности, отли­чающие его от труда в системе субъект-объектных отношений [2, с. 121]. Это и постоянная новиз­на работы, многие моменты которой недоступны внеш­нему наблюдению и учёту, и творческое начало, и знание основ физиологии и психологии человека, что требует от педагога выработки особых профессиональных, личностных и индивидуально-психологических качеств. Даже наличие у педагога всех перечисленных характеристик не по­зволяет ему длительное время быть успешным в своей профес­сиональной деятельности и получать удовлетворение от труда без постоянного развития и самосовершенствования.

За последние пятьдесят лет о стрессе были написаны сотни тысяч научных и популярных статей. Причём каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен. Так, В.И. Журавлёв, Л.Н. Захаров, Л.М. Митина, Т.В. Форманюк [2, 3] отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряжённых в психологическом плане видов социальной деятельности и входит в группу профессий с основательным присутствием стресс-факторов. Известные стрессоры, вызывающие у учителя нервные состояния, можно разделить на несколько групп.

1. Стрессоры, обусловленные условиями учительского труда: необходимость быстрого переключения в процессе работы; монотонная работа; обязанность работать дома; перегрузка (внеурочной деятельностью, уроками); материальные затруднения.

2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам: нехватка времени; разочарование в выборе профессии; трудности в общении с учениками, коллегами, родителями; нехватка знаний; «сгорание» на работе.

3. Стрессоры-конфликты в общении с учащимися: плохая дисциплина на уроках; низкая успеваемость по предмету; конфликты с учащимися и их родителями.

4. Стрессоры в общении с коллегами: негативные проявления в оценках деятельности и личностных качеств со стороны партнёров по работе; психофизиологическая несовместимость; столкновения па почве антагонизма в профессионализме.

5. Стрессогенные факторы, обусловленные управленческими причинами: конфликты с администрацией, низкая управленческая культура и некомпетентность; неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников; недоверие руководителя к возможностям и способностям работника; проблемы, связанные с аттестацией работников; недостаток знаний руководителя об индивидуальных особенностях работника [1, с. 119].

С целью выявления специфики педагогического стресса и причины его возникновения нами было проведено сравнительное эмпирическое исследование в педагогической среде. Эмпирической базой исследования стали 257 педагогов, из которых 235 — женщины (91%) и 22 — мужчины (9%). Возраст респондентов составил от 20 до 60 лет: 39 человек (15,5 %) — в возрасте от 20 до 30 лет, 70 педагогов (26,5%) — в возрасте от 31 года до 40 лет, 90 респондентов (35,8%) — в возрасте от 41 до 50 лет, 58 (22,2%) опрошенным имели возраст более 50 лет.

Для сбора эмпирических данных использовался метод анкетирования. Респондентам была предложена анкета «Управление стрессом в профессиональной деятельности педагога», разработанная нами под руководством научного руководителя, профессора В. П. Тарантея.

Проанализированы полученные данные. У педагогов старше 50 лет (как правило, с педагогическим стажем более 20 лет) состояние стресса вызвано переживаниями за качество своей работы. Респонденты данной группы считают, что очень много берут на себя, они страдают бессонницей, имеют неудовлетворительное состояние здоровья, нарушения сна, ведут дневниковые записи, занимаются самолечением, принимают седативные и успокоительные препараты. У педагогов, возраст которых от 41 до 50 лет, на физиологическом уровне состояние стресса сопровождается учащённым сердцебиением. В борьбе со стрессом они считают эффективной работу на даче. Педагоги 31 — 40 лет снимают состояние стресса посредством походов по магазинам с целью покупки обновок. Молодые педагоги (от 20 до 30 лет) уверены, что им не хватает должностных полномочий, чтобы реализовать себя. Так же считают опрошенные студенты заочного отделения вуза. Для них наиболее эффективный метод в борьбе со стрессом — громкая музыка и танцы. Учителя с педагогическим стажем от 6 до 10 лет, находясь в состоянии стресса, консультируются у психотерапевта, часто ходят в магазины, покупая себе обновки. Тогда как учителя с педагогическим стажем от 11 до 20 лет наиболее эффективным способом в борьбе со стрессом считают поход в парикмахерскую.

Педагоги общеобразовательных школ уверены, что работа их эмоционально изматывает, они испытывают постоянное психоэмоциональное напряжение. Причину данного состояния они видят в непродуктивной деятельности учащихся. Учителя начальной школы уже в выходные «с ужасом» думают о предстоящей неделе в школе. У них постоянно присутствует ощущение рутинности, они уверены, что их работа никогда не закончится. Такое состояние свойственно и учителям гуманитарных дисциплин. Респонденты данных групп отмечают у себя неудовлетворительное состояние здоровья. Всё это приводит к состоянию стресса, которое на физиологическом уровне отмечается мышечным напряжением. Учителя начальной школы наиболее эффективным методом борьбы со стрессом считают занятия гимнастикой, фитнесом, йогой, спортом, приём успокоительных и седативных препаратов. Педагоги начальной школы хотели бы, чтобы им была предложена специальная литература по формам и методам предупреждения стресса.

Читайте также:  Если чувство вины перед родителями

Как показало наше исследование, 85 респондентов (34,3%) часто находятся в состоянии стресса, 164 педагога (62,4%) — в редких случаях впадают в состояние стресса, и 7 учителей (3,3%) никогда не испытывают состояние стресса.

Интересен тот факт, что у 151 респондента (58,5%) состояние стресса вызвано профессиональной деятельностью, у 66 педагогов (25,5%) источником стресса является семья, по другим причинам стресс возникает у 40 учителей (16%). В основном состояние стресса у педагогов вызвано непродуктивной деятельностью учащихся, переживаниями за качество своей работы, которая изматывает эмоционально. Наши учителя испытывают постоянное напряжение, отмечают монотонность в своей деятельности, имеют ощущение, что работа никогда не закончится. Респондентов постоянно поджимают сроки выполнения каких-либо поручений, они не терпят критики в свой адрес, чувствуют полное изнеможение. На эмоциональном уровне стресс у учителей проявляется в том, что им трудно сконцентрироваться, присутствует ощущение, когда «мысли скачут». Большинство учителей считает, что снять состояние стресса можно только при возможности отдыха летом.

Результаты исследования свидетельствуют, что проблема уменьшения или исключения проявления стрессогенных факторов или ситуаций решается только в 12,2% коллективов учреждений образования (31 ответ), частично — в 36,3% случаях (93 ответа), в 30,4% учреждений образования (78 ответов) никто на эти проблемы не обращает внимания, а в 21,1 % педагогических коллективов (55 ответов) считают, что стресс — это проблема самого учителя.

Для уменьшения проявления стресса респонденты считают необходимым, в первую очередь, организацию тренингов и индивидуальных консультаций психолога, во вторую очередь, проведение обучающих семинаров, корпоративных праздников с целью стимулирования неформального общения, в третью очередь, создание комфортной рабочей обстановки, в том числе кабинетов психоэмоциональной разрядки. Педагоги высказали пожелание сократить документооборот, в целом уменьшить нагрузку учителя, снизить количество проверок, повысить статус учителя в обществе, увеличить заработную плату, предоставить возможность полноценного отдыха в отпуск и выходные дни.

Наши результаты позволяют утверждать, что самостоятельно снять эмоциональное напряжение помогают следующие способы: получение дополнительной информации, устраняющей неопределённость профессиональной ситуации; разработка запасной отступной стратегии достижение цели на случай неудачи; откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при имеющихся знаниях, средствах; физическая разрядка; запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей стресс, эмоциональное напряжение.

Таким образом, проблема управления стрессом в профессиональной деятельности педагога является актуальной в нашем обществе, а овладение методиками управления стрессом — важный фактор улучшения здоровья, работоспособности, повышения качества жизни педагога. При отсутствии конструктивного преодолевающего поведения хронические стрессы на работе вызывают у педагога комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения, представляющих угрозу для персонального здоровья и стабильности учреждения образования в целом.

The article is devoted to professional stress as one of the problems of pedagogy. The analysis of the problem is given here. The symptoms of teachers’ emotional burnout and the ways of reduction of professional stresses with the help of applying stress- protecting measures such as exercises and relaxation are described in the article.

  1. Гиссен, Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с.
  2. Журавлёв, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Журавлёв. — М.: Российское педагогическое общество, 1995. — 184 с.
  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И.А. Зимняя. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2002. — 752 с.
  5. Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса / В.Н. Карандашев. — СПб.: Российск. пед. институт им. А.И. Герцена, 1993. — 112 с.
  6. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.

Источник

Факторы стресса у педагогов

Автор: Солодкая Инна Борисовна

Факторы стресса у педагогов

Солодкая И.Б., педагог-психолог

МАОУ СОШ №4, г. Покачи

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Жизнь без стрессов невозможна. Стресс неизбежный спутник жизни человека.

Ученые считают, что незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает большие проблемы для личности и группы.

Следует отметить, что профессиональной деятельности без стресса не бывает.

С одной стороны, благодаря стрессу мы испытываем разнообразные эмоции, которые обогащают нашу жизнь, добиваемся новых результатов, достигаем вершин личностно-профессионального роста. С другой, угнетающее действие хронического стресса может вызывать депрессии, психосоматические заболевания, психологические проблемы личности, имеющей низкую профессиональную мотивацию, не стремящейся к повышению квалификации и карьерному росту, имеющей те или иные деформации и деструкции, отклонения от гармоничной линии профессионального развития и этичного поведения специалиста.

Читайте также:  Как поднять настроение после болезни

Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Работа учителя характеризуется постоянными нервно–эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками обусловливают стрессогенный характер деятельности учителя.

Труд учителя сопряжен с большими психоэмоциональными затратами. Урок сам по себе, является стрессогенным фактором, так как заставляет и учителя, и учеников успеть за 45 минут выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» – одна из самых стрессогенных для современного человека. У учителя к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько педагогических задач: уследить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход; поддержать дисциплину в классе; доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения; проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки. Все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности.

В практической работе и обыденной жизни учитель часто попадает в состояния, именуемые предстартовыми (они предшествуют какому-либо событию, явлению, способному вызвать стресс). Это открытые уроки, ответственные выступления, напряженный разговор с начальством. Сумасшедший ритм жизни учителя, катастрофическая нехватка времени, избыточный, зачастую негативный, информационный поток выливаются в непрекращающуюся депрессию, хроническую усталость, агрессию, ошибочные решения. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию учителя. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.

Понятия стресс и стрессоустойчивость, в изучении профессиональной деятельности учителя, занимают далеко не последнее место. Их более детальное исследование, позволит, в какой- то мере, регулировать факторы, влияющие на психическое здоровье учителей, а соответственно на эффективность педагогической деятельности, уровень образования.

Стрессы — типичное явление в жизнедеятельности учителя и поэтому стрессоустойчивость является профессионально-значимым качеством его личности.

В современных социокультурных условиях достаточно частые стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога.

Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к современному педагогу, что требует постоянной и максимальной мобилизации собственных психологических ресурсов. Многие исследователи (Л.М. Аболин, 1987; Г.Ф. Заремба, 1982; Л.М. Митина, 1992; С.В. Субботин, 1992) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, которые предъявляют повышенные требования к психологической устойчивости учителя по отношению, как к внешним воздействиям, так и к внутренним стрессовым симптомам.

Профессия педагога общепризнанно является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов профессиональной деятельности [Горелова 2002, Митина 1998, Климов 1996, Подымов 1998, Cooper 1996 и др.]. Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем к представителям других профессий типа «человек — человек», предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному и качественному снижению уровня жизни.

Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

Учитель в профессиональной деятельности испытывает воздействие многих стрессовых факторов, в числе которых значительные учебные нагрузки; часто возникающие аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями; отсутствие возможности своевременно отреагировать стресс; постоянное общение с людьми разных категорий, требующее интенсивной рефлексии.

Труд учителя насыщен разного рода напряженными ситуациями, связанными с возможностью возникновения неадекватного эмоционального реагирования. Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.

Поэтому психологами установлен факт высокой стрессогенности профессии учителя по сравнению с другими профессиями. Причины напряженности профессиональной деятельности педагогов обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.
К объективным факторам относятся такие условия деятельности, как загруженность рабочего дня, жесткие временные рамки деятельности, снижение результатов труда, неудовлетворительные жилищные условия, низкая заработная плата. Помимо этого, на плечи учителя возложено множество общественных нагрузок.

К субъективным факторам, негативно влияющим на деятельность педагога, относятся индивидуальные особенности человека, препятствующие установлению общения с учащимися и коллегами, недостаток опыта работы, неудовлетворенность профессиональным ростом, неопределенность или недостаток ответственности, другие личностные качества.

Исследователи А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. М. Рыбакова выделяют следующую классификацию напряженных ситуаций педагогической деятельности:

1) ситуация взаимодействия педагога с детьми (аддиктивное и делинкветное поведение со стороны учащихся, конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);

2) ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д.);

3) ситуации взаимодействия педагога с родителями детей

Стресс приводит также к синдрому хронической усталости как профессиональной деструкции в условиях «хронических стрессов нервной системы» (Э.В. Боллз). Хроническая усталость как специфический вид усталости появляется в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей. Человек страдает от физического и нервного истощения. Синдром сопровождается тошнотой, болями в мышцах, повышением температуры, перепадами в настроении, депрессивными явлениями и др. Дистресс косвенно провоцирует общую невротизацию личности учителя. К негативным последствиям профессионального стресса относятся формы острых стрессовых состояний и их фиксация в виде устойчивых нарушений психического здоровья — различных форм дезорганизации индивидуального и группового поведения, характерных профессионально-личностных деформаций и психосоматических расстройств. Стресс, который выражается в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в профессиональной деятельности, называют профессиональным.

Читайте также:  Психология эмоций вилюнаса 1984

Разболтанность нервной системы учителя может привести к нервным срывам, что крайне неблагоприятно и для них самих, и для окружающих. Нужно отметить, что стрессам в школе подвержены любые учителя. Учителя, которые стараются вести урок как можно более спокойно и не вникать в конфликты, подвержены подобным срывам даже больше, так как постоянное накапливание раздражения и сдавливание его внутри себя приводит, рано или поздно, к эмоциональному взрыву.

Как разновидности профессионального стресса Н.В. Самоукина называет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Учитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.

Эмоциональные стрессы (острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений.

Коммуникативные стрессы педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы.

Стресс усиливается, если учитель испытывает нехватку профессиональных знаний и ощущает несоответствие своего характера, личностных особенностей требованиям профессии и социальным ожиданиям родителей, коллег, руководства школы.

Профессия учителя в настоящее время феминизирована, поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются за груженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, низкая оплата труда и относительно низкий социальный статус школьных учителей также представляют собой факторы, спо собствующие выгоранию.

В специальных исследованиях выявлено, что стресс является одним из механизмов профессиональной дезадаптации учителя, причиной многочисленных профессиональных деформаций. Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального выгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).

Синдром эмоционального выгорания рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности

Эмоциональное выгорание представляет собой психологическую защиту личности в форме полного или частичного исключения эмоций в межличностном общении. Эмоциональное выгорание проявляется в следующих трех симптомокомплексах:

· эмоциональное истощение (значительное снижение эмоционального тонуса, нервнопсихическое изнеможение, равнодушие или эмоциональное перенасыщение, утрата интереса к работе, потеря представлений о ценности жизни и др.);

· деперсонализация (разрушение нормальных взаимоотношений с людьми, повышение негативизма, агрессии, бестактности и др.); редукция личных достижений (обесценивание достижений в профессии, снижение самооценки, самоуважения, чувство несостоятельности и др.)

В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии профессионального стресса, и синдрома психологического сгорания или выгорания работников.

Без рационального подхода к их использованию в стрессовых ситуациях, не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог начинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном.

По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье, снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество труда

По данным Морозовой Н.А., Макаревской Ю.Э., Ожиговой Л.Н., синдрому профессионального выгорания подвержены педагоги, отличающиеся беспокойством, тревожностью, чувствительностью к сложным и конфликтным ситуациям, раздражительностью, замкнутостью и необщительностью, с несколько ограниченным кругом интересов, формализующие свои профессиональные обязанности, избегающие сложностей и ответственности, недисциплинированные и плохо организованные. (Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С., 2005).

Также «сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики», т.е. работающие с высокой самоотдачей и ответственностью, те, кто нашли свое призвание в работе, трудятся до самозабвения, с установкой на постоянный рабочий процесс (Форманюк Т.В., 1994) [13].

Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Развитие синдрома носит стадийный характер. По мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания, стресс и профессиональная дезадаптация личности. Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

Источник

Оцените статью