3 какие чувства испытал пьер увидев комету

Пьер Безухов и комета в романе «Война и мир» Толстого: описание, текст эпизода, фрагмент, отрывок

Пьер Безухов.
Иллюстрация М. С. Башилова

Сцена с описанием того, как Пьер Безухов видит комету, является одним из ярких эпизодов романа «Война и мир» Толстого.

В этой статье представлен текст эпизода с описанием Пьера Безухова и кометы (фрагмент, отрывок), а также краткое описание предшествующих событий.

Эпизод с описанием кометы можно найти в романе «Война и мир» в томе 2 части 5 главе XXII.

Пьер Безухов и комета в романе «Война и мир» Толстого

В данном случае Толстой описывает реальное астрономическое явление: в 1811-1812 г. в небе действительно наблюдалась большая комета.


Текст эпизода «Пьер Безухов и комета»
(том 2 часть 5 глава XXII)


«— Теперь куда прикажете? — спросил кучер.

«Куда?» спросил себя Пьер. «Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или в гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слез взглянула на него.

— Домой, — сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно-дышавшей груди.

Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812-го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимою быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что́ было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

Это был эпизод с описанием кометы в романе «Война и мир» Льва Толстого (фрагмент, отрывок), а также краткое содержание этой главы и предшествующих ей событий.

Источник

Литература: Война и мир!! Помогите пожалуйста !!

1.Ужасы — хотя и не «конец света» , но исторический катаклизм — постигают Москву, над которой, как над «избранным» ею местом, остановилась комета.
Пьер видит комету, возвращаясь от Наташи. Отношение к ней
изменилось.
Пьер чувствует, что теперь он нужен кому-то, он испытывает нравственное возрождение. Не только счастливая, но и несчастная Наташа, с полнотой ее радости и ее страданий, дарует людям веру в счастье.
Так встречает Пьер начало войны. Душа его «расцвела к новой жизни» . Толстой видит будущее своих героев. «Новая жизнь» Пьера — новая и великая истина, которая ему откроется во время войны.
Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни он обретет, пережив героическое время 1812 года и страдания плена рядом с простыми людьми.
3.Раненный Болконский видит небо. Оно заполняет взор кн. Андрея, и в этом взоре уже нет места страстям: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».
Он приходит не случайно к выводу о тщете мирских страстей. То, что накапливалось в его сознании в эти месяцы войны, получает теперь ясную форму. Он осознал страшную противоположность между суетой, ложью, притворством, озлоблением, страхом, царившим на этой бессмысленной войне, и спокойным величием «бесконечного неба».

Читайте также:  Как перестать зависеть от человека эмоционально

Он приходит к отрицанию войны., военного дела, политики. Лживость всего этого ему абсолютно ясна, но где же правда, где величие-он не знает, но чувствует что оно связано с чем-то важным.
Толстой подводит своего героя к мысли о ничтожности стремления к личному, если оно не связано с чем-то большим, общим, «с небом».

Источник

Какова функция образа кометы в романе? (роман-эпопея война и мир)

Пейзажи раскрывают нам душевные состояния и другого героя, Пьера Безухова. Так, зарождающееся чувство любви к Наташе, еще не вполне осознаваемое им самим, Толстой оттеняет описанием зимней морозной ночи, когда Пьер покидает дом Ростовых. «Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба… стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив, Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду… Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе» . Однако в этом пейзаже заключен более глубокий смысл. «Звезда 1812 года – звезда счастья для Пьера и Наташи. И она, звезда 1812 года, взошла над Россией, это звезда русского народа, это – звезда истории. Она пророчит беды и торжество всему народу в его исторической жизни и герою романа – в его жизни. Неразрывно и полно сливается лирическое с эпическим в этом образе, как и во всем романе» , – пишет В. В. Ермилов

Предвещает беду, войну, пожар или эпидемию, но может быть также посланником солнечных богов.

Источник

Что за комету видел Пьер Безухов? И причем здесь Пушкин и вино?

Уже поздно ночью они вместе вышли на улицу. Ночь была теплая и светлая. Направо стоял высоко молодой серп месяца, и в
противоположной от месяца стороне висела та светлая комета, которая связывалась в душе Пьера с его любовью.

Лев Толстой не придумывал кометы. В 1811-1812 годах с Земли действительно можно было наблюдать комету, которую впервые обнаружил французский астроном Оноре Фложерг. Небесное тело получило название «Большая комета», оно было видно в течение 9 месяцев.

Л.Н. Толстой наблюдать небесное тело не мог — он родился семнадцатью годами позднее. При этом впечатления Пьера Безухова он вероятно испытал в детстве: в 1835 году с Земли было видно комету Галлея.

Пока одни, как в романе Толстого, приписывали комете предзнаменование катастрофы, другие ждали вкусного вина. В разные поколения люди замечали: кометы в небе каким-то образом влияют на вкус напитка.

Совпадение или нет, но именно лето-осень 1811 года стали невероятно благоприятными для виноградного урожая. А под знаком кометы вино 1811 года считалось особенным.

Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток.

Когда Пушкин опубликовал свой роман в стихах (начало 1830-х), «Vin de la comète» уже обладало приличной выдержкой.

К слову, бутылка белого вина Château d’Yquem 1811 года стала самой дорогой в мире. Восемь лет назад такая бутылка была продана за 75 тысяч евро.

Источник

Роман-эпопея «Война и мир»

I. История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»

1. Какие произведения Л.Н. Толстого — романы и повести — предшествовали созданию романа-эпопеи «Война и мир»? Какова связь этих произведений с «Войной и миром»?

2. Как менялся замысел романа «Война и мир» с 1856 по 1867 годы? Как первоначальные варианты названия иллюстрируют изменения замысла? www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

3. В чём смысл названия «Война и мир»? В каком значении употреблено слово «мир» («миръ» или «мiръ» в орфографии 19 века)? Почему окончательный вариант названия современники Толстого посчитали неудачным?

4. Что означает жанровое определение «роман-эпопея»? Каковы признаки романа и каковы признаки эпопеи в «Войне и мире»?

5. Перечислите центральных персонажей произведения. Как внутреннее развитие героев определяет развитие сюжетных линий романа?

Читайте также:  Жить торопиться чувствовать спешит

6. Какие художественные приёмы позволили Л.Н. Толстому реализовать масштабный замысел?

II. Изображение дворянского общества в первом томе. «Мысль семейная»

7. Почему роман начинается с описания вечера у Анны Павловны Шерер? Кто и почему появляется в салоне первым? О чём говорят в салоне? Кто из гостей Анны Павловны чувствует себя неуютно и почему?

8. Как автор представляет читателю семьи Болконских, Ростовых, Курагиных? Чем похожи и не похожи эти семьи? Каковы основные принципы воспитания детей в этих семьях? С помощью каких деталей подчеркивается бездуховность Курагиных?

9. Какими качествами, по мнению Толстого, должны обладать идеальные семьи?

10. Заполните таблицу кратких сравнительных характеристик (в каждой ячейке не более 2 предложений):

Отношение к окружающим

III. Военные эпизоды первого тома. Шенграбен и Аустерлиц

11. В каких значениях выступают в первом томе романа слова «патриотизм» и «мужество»? Что значит в понимании Толстого истинный патриотизм?

12. Почему русская армия вынуждена была отступать?

13. Как ведут себя герои романа (Долохов, Жерков, Тушин) в Шенграбенском сражении? Почему князь Андрей заступается за Тушина? Что говорит Толстой о значении Шенграбенского сражения?

14. Какими предстают перед читателем Кутузов и Наполеон в Аустерлицком сражении? Почему это сражение было проиграно?

15. Как в первом томе выражено отношение любимых и нелюбимых героев Толстого к родине, к народу, к войне, к самим себе?

16. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (10-12 предложений, 100-150 слов):

а) «Портреты Кутузова и Наполеона в изображении Толстого»

б) «Роль батареи Тушина в Шенграбенском сражении»

в) «Жизненные ценности Андрея Болконского до и после Аустерлица».

Пьер Безухов (Сергей Бондарчук) в к/ф «Война и мир» (1967, реж. Сергей Бондарчук)

IV. Этапы духовных исканий Пьера Безухова (по первому и второму томам)

17. Каково первое впечатление, производимое на читателя Пьером Безуховым в сцене вечера у А.П. Шерер? Как в описании внешности, поведения, разговоров раскрывается характер Пьера в первых эпизодах первого тома?

18. Как относится Пьер к Наполеону в начале пути? Каковы жизненные устремления Пьера? Приведите цитаты.

19. Как на первый духовный кризис Пьера повлияли А) получение наследства, Б) женитьба, В) дуэль с Долоховым?

20. Каким образом Пьер стремится преодолеть духовный кризис? Почему он сближается с масонами? Насколько удачной оказывается его попытка облегчить участь крестьян в своих имениях? www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

21. Почему Пьер не удовлетворён деятельностью масонов? Что приводит его ко второму духовному кризису?

22. Что позволило Безухову выйти из второго кризиса?

23. В чём значение кометы 1812 года для Пьера и всей России? Приведите цитаты.

Наташа Ростова на балу в к/ф «Война и мир» (1967, реж. Сергей Бондарчук)

V. Образ Наташи Ростовой (по первому и второму томам)

24. Как первое появление Наташи на именинах раскрывает её характер? Приведите цитаты.

25. Как проявляет себя Наташа в отношениях с окружающими? Приведите 2-3 примера.

26. Какой мы видим Наташу в майскую ночь в Отрадном? Что привлекло в Наташе князя Андрея?

27. В чём секрет успеха Наташи на первом балу? www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

28. Насколько серьёзным было чувство Наташи к Андрею? Приведите цитаты.

29. Почему Наташа увлеклась Анатолем? О каких чертах её характера говорит это увлечение?

30. Как и почему именно так отреагировали близкие Наташи на её попытку бежать с Анатолем? Как история с Анатолем повлияла на духовный кризис Наташи?

31. Что привлекает, а что отталкивает в любимой героине Толстого? Почему?

Михаил Илларионович Кутузов (актёр Борис Захава) в к/ф «Война и мир» (1967, реж. Сергей Бондарчук)

VI. Философия войны в романе «Война и мир» (по первому, второму и третьему томам)

32. Как понимает Л.Н. Толстой роль личности в истории? Приведите цитаты. (В частности, важно ответить на вопросы: А) Что означает определение: история — бессознательная, «роевая» жизнь человека, исполняющего предписанные ему законы? Б) Можно ли сказать, что автору близок исторический фатализм?).

33. В чём толстой видит причины начала войн? Согласны ли вы с мнением писателя?

34. В чём разница между войной справедливой и несправедливой? Всегда ли можно разграничить эти два типа войны?

35. С помощью каких художественных средств раскрываются образы Кутузова и Наполеона? В чём, по мнению Толстого, полководческий гений Кутузова? www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

36. В какой сцене, по вашему мнению, особенно ярко раскрывается внутренний мир Наполеона? Как Толстой развенчивает идею Наполеона? Приведите цитаты.

37. Что означают слова Толстого: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды»?

38. Как Толстой доказывает мысль о том, что народ — истинная движущая сила истории? В чем различие народа и «толпы»?

39. Как в романе сопоставлены война 1805 и 1812 гг.?

40. Можно ли утверждать, что Бородинское сражение — композиционный центр романа? Почему автор подробно описывает подготовку к сражению и сам бой? Какова роль Кутузова и Наполеона в ходе Бородинской битвы? Как ведёт себя Пьер во время сражения?

41. Что говорит Толстой о значении Бородинской битвы в истории России и в жизни героев романа? Приведите цитаты.

42. Как описан в романе военный совет в Филях? Чем совет в Филях отличается от военного совета накануне Аустерлицкого сражения?

VII. Духовные искания Пьера Безухова (по третьему и четвёртому томам)

43. Почему Бородинское сражение дано именно в восприятии Пьера? Как раскрывается характер Пьера в ходе сражения? Какую роль оно сыграло в жизни героя?

44. Почему поступки Пьера в осаждённой Москве изображаются в нелепом и смешном виде? Каким образом Пьер переходит из мира фантазий к реальной жизни?

45. Как Пьер оказался в плену? Почему писателю важно было провести героя через испытание пленом?

46. Почему после расстрела русских пленных у Пьера разрушилась вера в «благоустройство мира»?

47. Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым? В чём Каратаев видит смысл жизни? Какие афоризмы раскрывают его мировоззрение?

48. Что принимает и не принимает Пьер в Каратаеве?

49. Каково авторское отношение к Платону Каратаеву?

50. Какие изменения в мировоззрении Пьера произошли после встречи с Каратаевым? почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?

51. Заполните таблицу:

Авторские «идеальные герои» Толстого и Достоевского

Персонаж/Характеристика Наташа Ростова Николай Ростов Андрей Болконский Марья Болконская
Платон Каратаев Соня Мармеладова
Сходства
Различия
Авторское отношение

Андрей Болконский (актёр Вячеслав Тихонов в фильме Сергея Бондарчука)

VIII. Этапы духовных исканий Андрея Болконского (по всему тексту романа)

52. Можно ли утверждать, что Андрей прошел путь от Наполеона к Кутузову? В чём это выражается?

53. Какую роль сыграло небо Аустерлица в жизни Андрея? Почему он разочаровался в Наполеоне, в личной славе?

54. В чём смысл богучаровского спора Андрея и Пьера? На чьей стороне автор?

55. Какое значение для Андрея имела встреча с Наташей в Отрадном? Какова роль пейзажа в эпизоде поездки в Отрадное?

56. Какие черты характера разделяют Андрея и Наташу? Почему Толстой считает их счастье невозможным? Почему Андрей не сумел простить Наташу?

57. Какие чувства пробудила в Андрее Отечественная война?

58. О чём говорят Андрей и Пьер накануне Бородинского сражения?

59. Какие чувства борются в душе героя перед смертью?

60. Что принимает и не принимает Толстой в своем герое?

IX. Марья Болконская

61. Что сближает и разъединяет Наташу Ростову и Марью Болконскую?

62. Что Толстой стремится подчеркнуть во внешности Марьи?

63. В каких поступках проявляются такие качества княжны, как искренность, великодушие, наивность?

64. Что привлекло Николая Ростова в Марье? Нашла ли она свое счастье?

65. Можно ли утверждать, что Марья – любимая героиня Толстого?

X. Любимые герои Толстого в финале романа. Анализ эпилога

66. Какими мы видим Наташу Ростову и Пьера Безухова в конце IV тома? Какие новые стороны жизни они открывают для себя? Почему Наташа и Пьер оказываются вместе лишь в финале романа?

67. В каком году мы встречаемся с героями в эпилоге? Что за это время произошло в России?

68. Как изображена Наташа Ростова в эпилоге? В чём, по мнению Толстого, высшее предназначение женщины? Согласны ли вы с писателем?

69. Какова роль сна Николеньки Болконского в эпилоге?

70. Какие вопросы автор ставит перед героями и читателями в эпилоге?

71. Как изменилось авторское отношение к центральным персонажам по ходу сюжета романа? Впишите в таблицу толстовские характеристики героев из первого и четвёртого томов:

Источник

Читайте также:  Как восстановить память человека после стресса
Оцените статью