3 какие черты характеризуют чувственное познание

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Читайте также:  Выработка дофамина при депрессии

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Читайте также:  Охарактеризуйте эмоциональный интеллект как предиктор академической успешности

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

Признаки (черты) чувственного познания

Вопрос 3 Диалектика познания как двуединого процесса взаимодействия чувственного и рационального форм познания.

Структура познания Процесс включает в себя 2 стороны, которые принято называть чувственным и рациональным познанием.

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств. Оно является начальной ступенью познания. Оно возникло при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта и включает в себя 3 основные формы:

1) Ощущение – отражение органами чувств отдельных свойств сторон, признаков познаваемых объектов.

2) Восприятие— совокупность нескольких отношений, результатом которого является конкретный чувственно-предметный образ познаваемого объекта.

3) Представление – сохраняемое в памяти восприятие.

Специфика представления:

А) человек способен формировать (конструировать) такие образы, которых не существует в действительности;

Б) представление, как правило, воссоздаёт обобщающие черты предмета, т. е. воссоздаёт объект в наглядно-образной форме;

В) Особый «мостик» от чувственного к рациональному познанию.

Для человека представление – основа выработки понятия, т. к. для его формирования уже не требуется непосредственный контакт с познаваемым объектом.

непосредственность (для формирования ощущения и восприятий требуется непосредственный контакт с объектом);

с помощью чувств человек способен познавать только явление, но не сущность;

— с помощью чувств познания человек способен познавать единичное, но не общее.

Рациональное познание– познание с помощью разума, которое включает в себя 3 основные формы: понятие, суждение, умозаключение.

1) Понятие– форма мышления, с помощью которой отражаются наиболее общие и существенные признаки познаваемого объекта. В любом языке понятия выражаются словами.

2) Суждение – форма абстрактного мышления, которая позволяет на основе нескольких понятий что-либо утверждать либо отрицать. В речи выражается связными предложениями.

3) Умозаключение – форма РП, с помощью которой путём синтеза понятий и суждений формируется новое понятие (суждение) и делается определённый вывод.

Признаки (черты) РП:

— опосредованность (для их формирования непосредственных контактов с вещами не нужно);

— с помощью РП человек способен познать нечто сущностное, глубинное

— с их помощью способен познавать общее, всеобщее.

Между ЧП и РП существует диалектическая (органическая) связь, поскольку они являются двумя сторонами единого процесса познания

Взаимосвязь между нимиобусловлена самой диалектической природой познаваемых объектов, поскольку все они представляли собой диалектическое единство противоположных сторон. Например, любой предмет включает в себя явление и сущность.

Суть взаимосвязи: реализация чувственных способностей человека реализуется при помощи РП.

Реализация способности человека к мышлению совершается посредством его обращения к результатам чувственного познания.

Об органической связи между ЧП и РП свидетельствует выработка особой формы познания, поскольку классических форм ЧП и РП зачастую оказывается недостаточно для решения каких-либо проблем, и такой особый механизм называют интуицией, представляющий собой средство постижения истины без его прямого представления.

Читайте также:  5 последствия психоэмоционального стресса

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Общая характеристика. Чувственное познание

Чувственное познание.

Осуществляется посредством органов чувств, которые по степени информационно способности располагаются так: зрение – осязание – слух – вкус – обоняние.

Органы чувств – ворота, через которые в наше сознание проникают сведения об окружающем мире.

«Органы чувств – клавиши фортепиано, по которым природа ударяет, вызывая музыку чувств». Органы чувств образовались в результате эволюции, в результате естественного отбора, они относительно ограничены своей отражательной способностью (пример: зрение орла, обоняние собаки и т.д.), однако человек способен расширять диапазон чувствительности.

Факторы: 1. трудовая деятельность, которая позволяет настолько совершенствовать органы чувств, что они выходят за пределы нормы (зрение художника, слух музыканта, обаяние парфюмера, вкус дегустатора)

Приборы делают фактически безграничным человеческое восприятие, искусственные орудия познания способны осуществить прорывы в такие глубины бытия, которые не доступны другим живым существам.

Разум руководит чувствами, направляет их на познание действительности.

Т.е. естественная ограниченность человеческих чувств не является преградой на пути познания.

Формы чувственного познания.

Ощущения – простейший элемент чувственного познания, отражает отдельные свойства предметов (пример: зрительные ощущения – цвет и т.д.) Каждый орган чувств отвечает за свои ощущения. Нижний порог ощущения – минимальное воздействие, которое человек способен ощущать. Верхний порог – максимальное воздействие, которое человек способен ощущать, граничит с болью.

Восприятие – целостный образ предмета, совокупность отдельных ощущений (пример: образ яблока)

Представление – образ предмета по памяти, т.е. который в данный момент не воспринимается.

Представление всегда расплывчато. Разновидности: — воображение – способность создавать новые чувственные образы, подчас лишенные реальной основы.

— фантазия – воображение особой силы, которая отличается яркостью и необычностью создаваемых образов.

В реальном процессе познания эти формы существуют не обособлено, а в тесном единстве, неразрывно связаны друг с другом.

Диалектика объективного и субъективного в чувственном познании.

Образная природа ощущений.

Для раскрытия этой диалектики (связи) дадим гносеологическое определение ощущения.

Ощущение – субъективный образ объективного мира.

С одной стороны ощущение объективно по своему источнику, т.е. оно порождается воздействием какого-либо внешнего предмета на органы чувств. Но с другой стороны ощущение субъективно, поскольку оно – определенная ответная реакция субъекта на полученное воздействие.

пример: цветовые ощущения – единство этих двух сторон. Объективная сторона – каждому цвету соответствует соответствующая длина электромагнитных волн. Но волны сами по себе бесцветны. Субъективная сторона кроется в глазе (орган зрения), который имеет сетчатку, покрытую особым слоем клеток, ответственных за цвет. Человек видит все цвета спектра. Все отклонения — нарушения функций сетчатки. Другой пример: болевые ощущения.

Существует двойная зависимость ощущений от объекта и от субъекта.

Образная природа ощущений.

Ощущение — всегда образ. Образ – идеальная форма отражения человеком действительности (объектов действительности). Главная особенность образов заключается в том, что он имеет сходства с предметом. Хотя это сходство не абсолютная копия. Называя ощущения образом, мы подчеркиваем информационный характер ощущений. Ощущения как образы дают информацию о свойствах предмета, благодаря чему человек смог ориентироваться в окружающем мире.

В воспроизведении образа участвуют не только органы чувств человека, но и мозг, который автоматически корректирует полученные восприятия.

познавательное значение чувственного познания: это единственный канал, который непосредственно связывает человека с окружающим миром; чувства дают материал для рационального мышления.

Источник

Оцените статью