2 эмоционально личностные особенности родителей

Влияние личностных свойств родителей на формирование личности ребенка
статья по психологии

В статье идет речь о том, как личностные особенности родителей влияют на развитие ребенка. Какие качества родителей являются крайне неблагоприятными для ребенка и почему личностные качества родителей могут стать причиной возникновения неврозов у детей.

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_lichnostnyh_svoystv_roditeley_na_formirovanie_lichnosti_rebenka.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние личностных свойств родителей на формирование личности ребенка

Светлана Евгеньевна Афанасьевна,

социальный педагог, Г(О)БУ «Центр «СемьЯ»

«Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам». Конфуций

В нашей стране, исходя из сложившегося исторического опыта и менталитета, в обществе отсутствует традиция обращаться за психологической помощью с целью проработки своих психологических проблем, повышения коммуникативных навыков общения в семье, конструктивного преодоления различных кризисов в истории развития своей семьи.

Но следует отметить, что в последние годы поддержка, оказываемая государством семье и гражданам, имеющим детей, постепенно вовлекает и мотивирует родительское и образовательное сообщество на получение психолого-педагогической помощи, хотя бы, информационного и просветительского характера. Данные меры потенциально будут способствовать самопониманию, саморазвитию родителей и педагогов.

От того, кто возьмет ребенка за руку и поведет по дороге жизни, какие методы и формы воспитательного воздействия на личность ребенка будут оказывать родители и педагоги, зависит каким будущим родителем станет сегодняшний ребенок.

Семейная среда, в которой родители выполняют свои функции – это динамическое явление. Выделяются этапы развития родительства и семьи , так как изменение функций и задач родителей напрямую зависит от возраста ребёнка. Но существуют и такие функции и задачи родителей, семьи, которые остаются неизменными на разных этапах.

Это эмоциональная поддержка, любовь, забота и уважение по отношению к детям, создание благоприятной обстановки в доме, семье. Именно это ведёт к формированию у ребенка чувства базисного доверия на этапе раннего младенчества и формированию положительной самооценки на всех последующих этапах развития. А родительское семейное воспитание представляет собой направленные на ребенка, в большей или меньшей мере осознаваемые или неосозноваемые воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования у детей определенных личностных качеств, умений.

Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизмов подкрепления: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным.

Наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью . Механизмом идентификации ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют:

— внешние факторы – это ближайшее семейное окружение, уровень жизни семьи, её социальная ниша, социальные сети в самом широком понимании;

— внутрисемейные факторы – это атмосфера, стиль общения, семейные условия, отношения в семье, к которым относятся индивидуально-личностные качества родителей . Это уровень образования, ценностные ориентиры членов семьи, физическое и психическое состояние, личностные свойства родителей и личный опыт.

Как указывается в психолого-педагогической литературе, наиболее успешно справляются с воспитанием детей люди, которые отличаются достаточной гармоничностью душевного мира, обладают такими качествами как ответственность, уверенность в себе, способность следовать определенным правилам, выполняя свои обязательства по отношению к ребенку и другим людям, открытость, способность к изменениям, способность к анализу (Адлер А., 1997; Дружинин В.Н., 1996; Ковалев С.В., 1987; Сатир В., 2001 и др.).

Однако эмпирически в большей степени изучены неблагоприятные личностные особенности родителей, специфически проявляющиеся в воспитании детей. Так, А. И. Захаров (1998) проводил исследование личностных качеств родителей детей, страдающих неврозами. У этих родителей наиболее часто встречались такие следующие особенности.

Аффективность – это бурные эмоциональные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно крик, ругань, угрозы. После родители это не достаточно помнят, переживают, квалифицируют как срыв и испытывают чувство вины.

Импульсивность — проявляется в том, когда дети попадают в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на их психологическом здоровье. Это происходит по той причине, что свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплёскивают на тех, «кто под руку попадётся», чаще всего — на детей до 10 лет, которые не могут защитить себя и не всегда могут понять, почему взрослые сердятся.

Доминантность или властность — безапелляционность, категоричность и директивность, стремление подчинить ребенка себе, недоверие к детям, недостаточная отзывчивость.

Демонстративность — не стесняясь, жалуются на ребенка, преувеличивая его вину и опасность проступков. Им ничего не стоит публично обозвать ребенка, что приводит его к утрате стыдливости, внутреннего контроля за своим поведением и к озлобленности по отношению к родителям.

Неблагоприятное воздействие на формирование личности ребенка оказывают также гиперсоциальность и чрезмерная рациональность личности родителей, а также характерологические черты — эгоцентризм, внутренняя конфликтность, непринятие себя, тревожная мнительность (Захаров, 1998).

По наблюдениям А.И. Захарова, средний возраст родителей при возникновении невроза у ребенка составляет 30-40 лет. По его мнению, это объясняется нарастанием в этот период жизни психологической напряженности, обусловленной проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке.

Это своего рода личностный кризис родителей ребенка, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношение и стать более зрелой и созидающей личностью. Если родители не преодолевают кризис конструктивным образом, то используют детей как объект отреагирования, замещения, т.е. «преодолевают» свой личностный кризис по существу ценой развития невроза у ребенка.

Источник

Личностные особенности родителей в воспитании

Во многих описаниях отношения и поведения родителей, скрыто или явно присутствует указание на особенности личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного элемента для ребенка. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей (гиперопека), порожденная виной. Шизофреногенная мать — это, прежде всего набор личностных характерных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.

Разнообразие родительского поведения диктуется множеством потребностей и конфликтов личности. В большинстве своем, при общении с ребенком, родитель подсознательно воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты.

То, что за определенным родительским отношением стоит определенная черта личности родителя утверждает и И.С.Шефер (1959). Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI — интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского отношения «любовь — ненависть», «автономия — контроль». Так, фактор «экстраверсия-интроверсия» представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор «любовь — ненависть» — это образующая родительского отношения. Эти структурные пары представляют собой варианты социального поведения человека, и обозначают точки на круговой модели социального поведения.[69]

Ловинджер Л. (1960) считает, основой того или иного родительского отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект «Я» — осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития «Я». API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса — подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни родителя, приводит, прежде всего к подавлению внутренней жизни и ребенка. В данном случае, клинико-психологические особенности родителя так же влияют и на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г. (1980). С большим трудом депрессивной матери по сравнению с нормальной, удастся установить интерактивные взаимодействия с ребенком. Она попросту сможет отделить свои потребности от его потребностей.

Деструктивный стиль отношения к ребенку зачастую приводит к его невротизации (Захаров А.И., 1998)1. Он зависит, по мнению того же автора, от таких черт личности родителя как сензитивность (подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность: впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать «близко к сердцу») и гиперсоциализация (заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов) [18, стр.51]

Помимо этого, деструктивность в отношении к ребенку обусловлена также, отсутствием у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет в своей основе имевшийся ранее психотравмирующий опыт межличностных отношений. Также было выявлено, что «деструктивные» матери обладают следующими чертами личности: они сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний.

На конструктивный стиль отношения родителей к ребенку оказывают влияние такие черты личности, как: стремление наиболее полно проявить свои задатки и способности; созидательность; умеренная тревожность; способность брать на себя ответственность; склонность к самоанализу, рефлексии.

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А.И., 1998).[18]

Так, один из основоположников отечественной психиатрии И.М.Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение — причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований — причиной душевной слабости ребенка.

Жестокое воспитание (по мнению Сикорского И.А.) способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. Многие источники, также, указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

В работах зарубежных авторов можно найти подтверждение того, какую огромную роль играют детско-родительские отношения в возникновении нарушений и отклонений психического-физического развития ребенка. А.Адлер (1928, 1930) отмечает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании [2, стр.38]. С. Блюменфельд, И.Александреско, Т. Георгиу (1970) считают, что, прежде всего, к неустойчивости психики, и агрессивности детей, приводит родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение. Б.Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным тот факт, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А.И., 1998).

Личностные особенности родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция шизофреногенной матери (Фромм — Райхманн, 1948). Шизофреногенная мать — деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Поэтому он пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. В результате ребенок уступает позиции и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, противоборствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу (Б. Суран, Дж. Риццо, 1979).

Таким образом, существует связь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.

2.3.3. Стили семейного воспитания [66]

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая прежде всего обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, в раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается, предоставлен самому себе; после же того, как ребенок «встанет на ноги», практически всякая забота о нем прекращается).

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Источник

Читайте также:  Стыд как эмоция что это
Оцените статью