Мимика, как признак эмоционального состояния
Главный показатель чувств — мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).
Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы.
Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения — мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния. Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Наслаждение — возникает при смаковании вкусовых впечатлений. Наиболее ярко выраженной мимика бывает у тех людей, у которых развиты кинестетические способности восприятия. Гримаса испытующая (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании, экспертизе. Протест (уголки рта чуть приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.
Удивление — рот открыт максимально. Если эта гримаса сопровождается широко открытыми глазами, бровями, поднятыми вверх, горизонтальными складками на лбу, она выражает высшую степень удивления — ошеломление.
Озабоченность (губы вытянуты в «трубочку») часто сопровождается оценивающим взглядом, уставленным в пустоту.
Открытый рот («отвисшая» челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в данный момент принять решение, неспособность к волевым усилиям. Эта гримаса может выражать и расслабление, пассивность.
Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) свидетельствует о твердости характера, .часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможности компромисса.
Сжатый рот (часто побелевшие губы втянуты, полоска рта узкая) означает отказ, отрицание, упорство и даже жестокость, упрямство и досаду.
«Вытянутое» лицо возникает при расслаблении свисающих уголков губ. Такое расслабление говорит о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма. Степень расслабленности, дополняемая тусклыми глазами, приоткрытым ртом, вертикальными складками на лбу говорит о глубине подобного эмоционального состояния, вплоть до страдания. Опущенные уголки губ при напряженном рте (замкнута щель между губами) характеризуют активно-негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение, досаду, насмешку, издевку.
Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Смотрите на левую половину лица
Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица отражают эмоции по-разному. Недавние исследования объяснили это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются: работа левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поэтому: все то, что человек старается продемонстрировать другим, отображается на правой половине его тела, а то, что он в реальности переживает — на левой. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой половине лица, то на этой стороне труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой правая и левая половины. Одним словом, если одна сторона лица искривляется сильнее, чем другая, то человек точно лжет. Если лицо собеседника выражает определенное эмоциональное состояние — гнев, страх, радость — более десяти секунд, знайте: это фальшь. Искренние выражения сменяются молниеносно. Неподдельное удивление, например, длится не более секунды. Если в беседе человек чаще демонстрирует вам правую половину лица — он скрывает свои чувства или лжет.
Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приемами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под обобщающим названием «детектор лжи» (а также «полиграф»).
Стандартное прочтение этих реакций таково:
покраснение лица (иной раз пятнами) — стыд, гнев;
побеление лица — страх, признак виновности;
расширение зрачков — интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;
сужение зрачков — неудовольствие, отвергание;
усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (подергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения. ) — тревога, страх, стыд, обман;
снижение частоты пульса — повышенное внимание;
быстрое или поверхностное дыхание — внутреннее напряжение;
короткое дыхание через нос — злость;
нарушение дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны — тревога, стыд, обман;
пересыхание рта (сглатывание, облизывание губ, жажда. ) — страх, обман;
внезапное обнажение зубов — признак ярости, агрессивность;
испарина, пот — гнев, смущение, нервозность, обман;
дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица. ) — внутреннее напряжение, страх, обман;
частое моргание — возбуждение, обман;
урчание в животе — страх (не всегда, разумеется. );
скрип зубами — сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.
Подобные реакции обычно проще обнаружить у мужчин, нежели у женщин, которые к тому же лучше обманывают.
Источник
Психология межличностных отношений / литература / Лабунская В.А. — Экспрессия человека
которые мало чем отличаются от заблуждений обыденного сознания.
В повседневной жизни человек связывает внешний облик, некоторые особенности лица с определенными качествами личности. Об этом известно давно. Но, как правило, он делает выводы на основе своего личного опыта, ограниченного определенным крутом общения. Поэтому его умозаключения по поводу связи между внутренним и внешним не отличаются глубиной и адекватностью так же, как и наблюдения, приведенные в книге Томаса. Стремление человека судить о личности на основе ее экспрессии, доверять своему физиогномическому опыту отмечается многими исследователями. Так, в одном из исследований группе лиц предъявляли набор фотографий людей, на которых были запечатлены моменты, когда личность находилась в типичных для нее психических состояниях. Участникам эксперимента предлагалось выбрать фотографии двух с их точки зрения, наиболее предпочитаемых и двух, наиболее отвергаемых партнеров
— соседей для проживания в коммунальной квартире. Анализируя результаты, авторы эксперимента приходят к выводу, что позитивный и негативный выбор осуществляется не случайно. Субъект ориентируется в своем выборе на внешность человека, приписывая ей определенные психологические характеристики (83) В более ранних по времени исследованиях, чем приведенная выше работа, также
зафиксирован факт психологической интерпретации людей на основе их физиогномических признаков (см. например, работы В. Н. Панферова, А. А. Бодалева). В. Н. Панферов, выполнив в конце 60-х — начале 70-х годов большую серию работ, посвященных особенностям восприятия человека на основе его внешности, показал ограниченность физиогномического опыта культурно-историческими
рамками. В его работах указаны те черты личности, которые чаще всего отмечаются на основе ее внешности, а также описаны физиогномические стереотипы (135, 136, 138). Представители современной психологии выражения, психологии экспрессивного, невербального поведения считают, что для понимания сути человека необходимо анализировать как статические (физиогномические), так и динамические структуры экспрессивного Я личности. Итак, результаты обсуждения экспрессии в рамках философской этики и эстетики, искусствоведческих дисциплин, психологии, психолингвистики, этологии и физиологии явились фундаментом, на котором сформировалась психология экспрессивного поведения как междисциплинарная наука. Ею были адаптированы положения об эволюционно-генетических предпосылках формирования экспрессии, идеи о связи различных внешних проявлений человека с мозговой деятельностью, выводы о социально-исторических детерминантах превращения выразительного поведения в средство предъявления внутреннего мира личности, формирования ее внешнего Я. Из приведенных размышлений психологов, принадлежащих к различным направлениям изучения экспрессии личности, следует, во-первых, то, что по аналогии с классификацией подструктур личности и с точки зрения изменчивости компонентов экспрессии, она состоит из статических и динамических подструктур. Во-вторых, исходя из источников формирования экспрессии, внешнего «Я» личности, в его подструктуры входят социальные выразительные движения и выразительные движения, имеющие генотипическую основу. Диапазон генотипических и приобретенных выразительных движений, социальных и индивидных, личностных и индивидуальных, их сочетание в экспрессивном Я личности обусловлены теми же факторами, условиями, механизмами, что и
взаимодействие индивидного и личностного, индивидуального и типичного в личности человека. Различные по происхождению виды выразительных движений являются совокупностью форм существования и проявления разноуровневых компонентов личности в ее экспрессивном Я.
В-третьих, экспрессия человека раскрывает его внутренний мир во всем его многообразии и в то же время является существенным способом маскировки этого мира. Выразительное поведение не только выполняет экспрессивную функцию, но и участвует в формировании психических состояний человека, его аффективных реакций, поэтому оно не всегда соответствует действительным переживаниям человека. Социальная, культурная фиксация форм выражения, способов проявления внутреннего во внешнем создает условия для появления конвенциальных совокупностей выразительных движений. Они, наряду со спонтанными выразительными движениями, включенными в структуру тех или иных психологических образований, выступают в роли средства общения, воздействия, регуляции, формирования внешнего, экспрессивного Я личности.
Интенсивность, динамика, симметрия — асимметрия, гармония — дисгармония движений, типичность — индивидуальность — все это характеристики экспрессивного репертуара человека. Разнообразие элементов экспрессивного поведения, быстрота их смены, гармоничность, индивидуальность, доступность для отражения партнером свидетельствуют о наличии у субъекта экспрессивной одаренности, способности к передаче тех параметров своей личности, которые адекватны общению. Неопределенный, однообразный репертуар, беспорядочные, судорожные движения говорят не только о том, что человек не владеет «экспрессивным языком души», что у него
низкий уровень развития экспрессивной одаренности, но и о наличии у него глубоких внутренних конфликтов. Развитие экспрессивного репертуара должно начинаться с развития своей личности. Только в этом случае станет нормой поведения призыв, обращенный К. С. Станиславским к актерам: «Да сгинет навсегда со сцены пустой актерский глаз, неподвижные лица, глухие голоса, речь без интонации, корявые тела с закостенелым спинным хребтом и шеей, с деревянными руками, кистями, пальцами, ногами, в которых не переливаются движения, ужасная походка и манеры»
В данной книге под внешним, экспрессивным Я личности понимается совокупность устойчивых (физиогномика, индивидно-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социальнопсихологических компонентов структуры личности. С этих позиций экспрессия как внешнее Я личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, может обсуждаться в следующих направлениях: 1) в качестве показателя общей психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений); 2) как показатель актуальных психических состояний личности; 3) как выражение модальности, знака отношения одного человека к другому; 4) в качестве средства, информирующего о свойствах и качествах личности; 5) как показатель развития личности в качестве субъекта общения (программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него); 6) в качестве показателя социального статуса личности;
7) как средство отождествления личности с определенной группой, общностью, культурой, 8) в качестве средства маскировки, предъявления и регуляции внешним Я личности; 9) как средство, целенаправленно использующееся личностью для контроля, нейтрализации негативных отношений, состояний и создания социальноприемлемых форм поведения; 10) может рассматриваться в качестве показателя личностных способов разрядки, облегчения в стрессогенных ситуациях. Наряду с этими направлениями анализа структуры личности на основе ее невербального поведения она (личность) может быть изучена и с точки зрения использования ею экспрессивного поведения для: 1) поддерживания оптимального уровня близости с партнером; 2) для изменения взаимоотношений в общении; 3) для придания определенной формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) для осуществления социальной стратификации. Многогранное исследование личности предполагает также рассмотрение взаимосвязей между ее речевым и экспрессивным поведением (соответствие, гармоничность и т. д.). В этом плане можно говорить о возможностях использования личностью своего экспрессивного репертуара с целью уточнения, изменения, усиления эмоциональной насыщенности сказанного, с целью экономии речевого сообщения. В целом, в каком бы направлении ни осуществлялся анализ экспрессии человека, она всегда является «языком» его души.
2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
Экспрессия человека в качестве динамических компонентов включает самые разнообразные выразительные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд,позы, интонационноритмические характеристики голоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с
ситуацией взаимодействия и общения и которые представляют основу экспрессивного Я личности Традиционно самое большое внимание уделяется исследованию экспрессии лица или мимике, взгляду, поэтому начнем рассмотрение динамических компонентов в структуре экспрессивного Я личности с этих средств выражения.
2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому лицо наряду с глазами называют зеркалом души. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Оно выступает главной частью экспрессивного репертуара личности. Лицо человека осуществляет, особенно на ранних стадиях онтогенеза, а затем и всю последующую жизнь, функции социального контакта, функции передачи состояний и отношений.
Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица. Каждая мина представляет собой сокращение многих лицевых мышц, что обусловлено тем, что все мимические мышцы развиваются из общего зачатка
и иннервируются одним лицевым нервом (176). Данные экспериментальной психологии и физиологии свидетельствуют о том, что мимика лица складывается из спонтанных и произвольных движений мимических мышц. Обычно мимику анализируют: 1) по линии ее произвольных
и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия — асимметрия, динамика, амплитуда); 3) в социальном и социальнопсихологическом плане выделяют межкультурные типы выражении лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе;
индивидуальный стиль выражения. Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о мимическом знаке в целом или об отдельных его элементах.
На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, посвященной систематизации эмоций и их лицевых выражений, нами была составлена схема описания мимики шести эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак представляет следующее: «брови подняты вверх, губы плотно сжаты» и т. д. «Для психолога существует, — писал П. П. Блонский, — «расширение ноздрей» — при удовольствии, «оттягивание рта книзу» — при неудовольствии. Психолог не должен игнорировать значение мускулов, но его реальная единица — движение сочленений, то есть то или другое движение черт лица» (23. С. 96). Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, но в то же время могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики. Предлагаемая схема описаний мимики строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить универсальные признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками. Таблица 1 наглядно демонстрирует сочетание различных типов Таблица 1
Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний
Источник