- Информационный стресс: как не оказаться в ловушке прокрастинации и современных СМИ
- Что это такое
- Причины
- Признаки
- Как справиться
- Последствия
- Информационный стресс
- 3.4. Классификация причин информационного стресса
- Читайте также
- 2.3. О понятии информационного стресса в операторской деятельности
- Глава III. Причины возникновения информационного стресса
- Глава IV. Особенности проявления информационного стресса
- Глава V. Механизмы регуляции информационного стресса
- Глава VII. Экспериментальные модели и методы изучения информационного стресса
- 7.1. Методы моделирования информационного стресса
- 7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса
- 3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса
- 6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков
- 10.2.3. Механизмы информационного воздействия
- 10.3.1. Психопатологические последствия информационного воздействия
- 2.1. Причины возникновения психологического стресса и его классификация
- 6.3. Классификация способов преодоления стресса
- Глава 12. Обоснование и классификация приемов управления состоянием психологического стресса
- 12.2. Классификация приемов управления состоянием психологического стресса
Информационный стресс: как не оказаться в ловушке прокрастинации и современных СМИ
Как показывает практика, большинство современных людей ложатся спать совершенно разбитыми, словно они целый день без перерыва на отдых грузили мешки с цементом. При этом далеко не все могут назвать причину такого удручающего состояния и даже не подозревают, что во всём виноват информационный стресс.
Новостные ленты в соцсетях, горячие известия от СМИ по радио и телевизору, чрезмерные интеллектуальные нагрузки на работе, получение второго высшего образования, совмещение нескольких должностей, ежечасные «напоминалки» в телефоне… Всё это приводит к тому, что за день на человека сваливается огромный пласт самой разнообразной информации, с которой мозг и психика справляются далеко не всегда.
Что это такое
Информационный стресс — это состояние, возникающее в результате либо получения слишком большого потока информации, либо из-за её негативизма и разрушающего воздействия на личность.
Два ярких примера таких ситуаций:
- студент накануне сессии, которому нужно за считанные дни выучить огромное количество материала;
- пенсионер, целыми днями сидящий у телевизора и слишком эмоционально реагирующий на противоречивые, в основном плохие новости.
Различают два вида информационного стресса — эустресс и дистресс. Первый заставляет организм в короткие сроки адаптироваться к новым условиям, максимально активизировать внутренние ресурсы и выполнить поставленную задачу (подготовиться к экзамену, написать дипломную работу, сдать в срок месячный отчёт). Второй носит разрушающий характер, когда организм не справляется с нагрузками и даёт сбой в виде осложнений в плане здоровья. Чаще всего это реакция на плохие, деструктурирующие личность новости.
Если говорить более сложным, научным языком, в психологии это совокупность неспецифических (психических и физических) реакций организма на поток слишком большого количества негативной информации, что приводит в результате к нарушению гомеостаза.
Психологи утверждают, что информационный стресс по силе своего воздействия не уступает физическим нагрузкам. Поэтому человек, ложась спать, чувствует усталость даже в мышцах, хотя весь день мог заниматься только интеллектуальным трудом.
Причины
Итак, информационный стресс возникает в результате либо переизбытка информации, либо из-за её негативного содержания. Психологи разделили факторы, которые могут его вызвать, на несколько групп.
- дефицит информации (нет материала для подготовки к экзамену);
- противоречивость (на одном канале говорят, что в ходе стихийного бедствия никто не пострадал, на другом — что есть погибшие);
- избыточность (для подготовки к экзамену за 2 дня нужно выучить 100 билетов);
- неправильное восприятие (субъективная интерпретация материала, не соответствующая объективной истине);
- непосильная сложность поставленной задачи (когда гуманитарию предлагают составить канонические уравнения прямой, о которых он в первый раз слышит).
- дефицит времени (написать курсовую работу за 3 дня);
- высокий темп предъявления информационного потока (преподаватель за одно занятие объяснил сразу 10 тем);
- непоследовательность предъявления материала (лектор сначала осветил события XVI века, затем — IX);
- эффект неожиданности (сообщили, что, помимо билетов, на экзамене будут ещё и задачи);
- возрастающий в прогрессии поток информации или темп предъявления.
- не представленная вовремя информация (подчинённые не предоставили начальнику отчёты в назначенный срок);
- неправильный отбор (студент нашёл слишком много материала для курсовой работы, половина из которого оказалась лишней);
- низкая концентрация внимания (не сумел услышать и записать то, что нужно, из-за рассеянности);
- совмещение сразу нескольких типов деятельности (выполнение чужих обязанностей, одновременное трудоустройство на другом месте).
- отказ технических систем (поломка компьютера, в результате которой были утеряны все материалы);
- искажение, ложность, противоречивость информации (работа с ненадёжными источниками);
- плохое структурирование.
Чаще всего информационный стресс возникает в условиях либо цейтнота, прокрастинации и неумения правильно распределить время, либо психологической незрелости, неготовности к восприятию материала.
Признаки
Отличительные особенности информационного стресса — в проявлениях. Прежде всего сопровождается нарушениями когнитивной сферы:
- повышенная утомляемость при выполнении умственной работы;
- снижение работоспособности;
- ухудшение памяти;
- невозможность акцентировать внимание на чём-либо;
- регресс способностей к обучению;
- снижение IQ;
- ошибки в профессиональных навыках, отработанных годами.
Психические признаки информационного стресса:
- раздражённость, агрессия, неврозы;
- подавленность, апатия к происходящему, уныние, пессимизм;
- депрессия;
- невозможность расслабиться, постоянное внутреннее напряжение;
- плаксивость;
- навязчивые состояния;
- формирование внутренних комплексов, заниженная самооценка;
- синдром хронической усталости;
- мысли о суициде.
- зрительные нарушения: снижение остроты, боль, мушки, туман перед глазами;
- физическая усталость, как после тренировки или работы грузчиком, возможна даже мышечная крепатура;
- головная боль;
- потеря аппетита;
- обострение хронических заболеваний, особенно — сердечно-сосудистых и аллергии;
- гипергидроз;
- одышка;
- бессонница;
- скачки давления;
- тахикардия.
Обострение вышеназванного симптомокомплекса происходит в момент столкновения с проблемой. Например, у студента наблюдаются учащённое сердцебиение и дыхание, повышенная потливость, расширение зрачков и общая растерянность, когда спрашивают, написал ли он курсовую работу, которую надо сдавать уже завтра, а она у него ещё не готова. Та же самая клиническая картина будет у сотрудника, пытающегося разобраться в новом проекте и понимающего, что он не в состоянии его осилить.
Как справиться
Избавиться от информационного стресса можно самостоятельно (при незапущенном состоянии) или с помощью психотерапевта. Что для этого нужно предпринять?
Во-первых, привести в порядок нервную систему и общее состояние организма. Пропить курс успокаивающих препаратов, высыпаться, правильно питаться и заниматься спортом.
Во-вторых, освоить искусство тайм-менеджмента. В 50% случаев это приводит к избавлению от информационного стресса. С его помощью можно навсегда забыть про цейтнот, дедлайны и прокрастинацию.
В-третьих, ежедневно развивать память, внимание и интеллектуальные способности. Сегодня множество программ и методик, позволяющих это сделать.
В-четвёртых, научиться работать с информацией: фильтровать нужный материал от лишнего, положительный — от отрицательного, структурировать, воспринимать дозированно.
В-пятых, избавиться от гаджет- и СМИ-зависимости. Как можно реже просматривать новостные передачи по телевизору и ленты в телефоне.
Работникам интеллектуального труда, чтобы не стать заложником информационного стресса, необходимо научиться говорить «нет» и не взваливать на себя обязанности других.
Последствия
Чаще всего информационный стресс диагностируется у студентов и работников умственного труда. Именно им приходится иметь дело с огромным количеством материала.
В учёбе это чревато плохой успеваемостью, вечными долгами, несдачей сессии, а в крайнем случае — даже отчислением. Последствия информационного стресса в профессиональной деятельности — несвоевременная сдача отчётов и проектов (и других видов работ), которая тормозит технический процесс предприятия и вызывает неудовольствие коллег и начальства. Если сотрудник постоянно не справляется с нагрузкой, его могут уволить за профнепригодность и невыполнение должностных обязанностей.
Не стоит недооценивать и бытовой информационный стресс, когда человек часами просиживает у телевизора или компьютера и слишком близко к сердцу воспринимает льющиеся оттуда новости. Чаще всего они отличаются своей противоречивостью, негативной направленностью и несоответствием реальным фактам. Убийства, насилие, терроризм, катастрофы, военно-политические конфликты, нестабильная экономическая обстановка — всё это разрушающе действует на личность. При ежедневном потоке негативной информации человек впадает в глубокую депрессию. Некоторые начинают разговаривать с телевизором, кричать, высказывать свою точку зрения, всерьёз думая о том, что их слышат по ту сторону экрана.
К сожалению, чаще всего заложниками такой ситуации становятся пенсионеры, которые в итоге оказываются на приёме у врача с гипертоническим кризом или микроинсультом.
Современная молодёжь тоже страдает. Видя в соцсетях посты о красивой и дорогой жизни, фотки моделей с анорексичными фигурами, выставленные на продажу модные вещи, им хочется того же. Однако не у всех есть возможность ездить на Канары, иметь пропорции 90/60/90 и ходить в Gucci. Несоответствие желаемого и действительности приводит к неврозам, депрессиям и даже суициду.
Поэтому не стоит игнорировать информационный стресс. Как часто люди думают: «У меня ещё полно времени — успею всё сделать!» или «Я сильная и закалённая личность, на меня эти новости никак не влияют!». Психологи советуют: не переоценивайте свои возможности, иначе можно оказаться в ловушке, из которой будет только один выход — через кабинет психотерапевта и приём антидепрессантов.
Источник
Информационный стресс
Любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т.п.) является в своей основе информационной. Источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) и предполагаемом, вероятном воздействии неблагопристойных событий, их угрозе, или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о «травмирующих» психику событиях, ситуациях и их последствиях. Эти реакции, как правило, связаны с продуцированием негативных эмоций, развитием чувства тревоги на всем протяжении существования конфликтной ситуации (реальной или воображаемой) – вплоть до ее разрешения или субъективного преодоления этого состояния. В этих видах психологического стресса информация о неблагоприятном, опасном событии является пусковым моментом, определяющим угрозу его возникновения и формирующим чувство тревоги, психическую напряженность на основе актуализации психического образа ситуации профессиональной деятельности.
В системах управления информационные процессы являются основным содержанием профессиональной деятельности.
Традиционно термин «стресс» используется для обозначения биохимических, психических проявлений адаптационной активности в ответ на экстремальные воздействия любых значимых для организма, факторов. Благодаря развертыванию неспецифических адаптационных процессов организм сохраняет на определенный период времени целостность и жизнедеятельность при воздействии стрессоров. Очевидно, неспецифические адаптационные процессы выполняют стабилизирующие функции в ответ на экстремальные воздействия за счет расхода «ресурсов» компенсирующих функций, в результате чего для организма сохраняется возможность решения стоящих перед ним жизненных задач.
В условиях воздействия на субъект деятельности экстремальных значений информационных факторов у него отмечаются изменения биохимических реакций, ряда физиологических функций и некоторых психологических показателей, характерных для эффектов воздействия физико-химических стрессоров и являющихся неспецифической адаптационной реакцией организма.
При воздействии различных экстремальных факторов в системе приема и преобразования информации наблюдается снижение объема оперативной памяти, сужение объема восприятия и внимания, затруднения в переключении и распределении внимания, изменения в оперативном мышлении, которые в силу включения компенсаторных процессов не всегда приводят к нарушению деятельности.
Неспецифические адаптационные процессы, развертывающиеся в ответ на воздействие стрессоров в системе приема и преобразования информации, обеспечивают ограничение числа перерабатываемых единиц информации.
Информационный стресс можно определить как состояние повышенной психической напряженности с явлениями функциональной вегетосоматической и психической дезинтеграции, негативными эмоциональными переживаниями, нарушениями работоспособности в результате неблагоприятного влияния факторов эмоционального взаимодействия 24 .
Наиболее распространенными стрессогенными факторами информационного содержания процесса деятельности являются:
Семантические – а) дефицит информации; б) противоречивость информации; в) субъективная сложность задачи; г) низкая субъективная вероятность поступления и восприятия информации; д) избыточность информации; е) субъективная сложность задачи и т.д.;
Временные – а) дефицит времени; б) высокий темп предъявления информации; в) аритмичность предъявления информации; г) возрастающий информационный поток; д) возрастающий темп предъявления информации;
Организационные – а) неправильный выбор необходимой информации; б) отвлечение внимания; г) объективная сложность задачи и т.д.;
Технические – а) отказ системы; б) маскировка сигнала; в) блокировка сигнала; г) отключение сигнала; д) искажение информации; е) сложная информация; ж) интерференция сигналов; з) противоречие информационных признаков ситуации; и) недостаточный привлекающий эффект сигнала.
Специфичность реагирования при стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психическими особенностями личности. Установлены выраженные различия в характере ее реагирования и поведения при воздействии одного и того же стрессора. Обращено внимание на то, что эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим ее психическую деятельность 25 .
Источник
3.4. Классификация причин информационного стресса
3.4. Классификация причин информационного стресса
Профессиональная деятельность специалистов операторского профиля характеризуется в ряде случаев возникновением экстремальных режимов работы, связанных с отказами техники, ошибками оператора, сложными и ответственными задачами управления, внешними помехами в работе, измененным психическим состоянием оператора и многими другими факторами, которые создают напряженные условия для информационного взаимодействия человека с техникой. Особенно выражена экстремальность деятельности в таких условиях у представителей опасных, вредных, ответственных профессий (летчики, операторы АЭС, подводники, автоводители и др.). Психологический анализ деятельности специалистов опасных профессий позволил выявить основные причины нарушений процесса управления техникой, осложнений в решении операторских задач, создания предпосылок для снижения эффективности деятельность и ее безопасности, которые сопровождаются выраженным изменением психического состояния или являются следствием развития психической напряженности и стресса [10, 67, 97, 149 и др.]
Обобщение данных литературы и результатов собственных исследований позволило определить основные причины развития информационного стресса человека-оператора, перечень которых представлен в табл. 3. По своей роли в формировании информационного стресса все причины можно разделить на:
1) непосредственные, которые служат объективно неблагоприятным факторам информационного взаимодействия человека и техники, источником экстремальной рабочей нагрузки и «пусковым моментом», начальным этапом развития стресса;
2) главные, отражающие индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые определяют возможности возникновения состояния стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способы преодоления (купирования);
3) сопутствующие, которые способствуют появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния.
Таблица 3
Причины развития информационного стресса
I. Непосредственные (информационные)
1. Семантические (смысловые):
— высокая субъективная сложность задачи,
— высокая ответственность задания,
— недостаточный контроль за ситуацией,
— неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации,
— непредсказуемость развития ситуации,
— частичный или полный неуспех в деятельности,
— противоречивость информации и т. п.
— большой объем информации,
— низкая вероятность поступления значимой информации,
— нарушения ритма поступления информации и т. п.
— большая длительность воздействия рабочей нагрузки,
— аритмичность предъявления информации,
— высокий темп предъявления информации,
— неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т. п.
— низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации,
— неправильный выбор необходимой информации,
— пропуск сигнала, объективная сложность задачи,
— совмещенная деятельность и т. п.
— маскировка, искажение сигнала,
— противоречие информационных признаков ситуации,
— недостаточный привлекающий эффект сигнала,
— несоответствие сигнальных признаков информации и т. п.
II. Главные (субъектные)
— небрежность и т. п.
— низкий уровень знаний,
— недостатки в развитии навыков и умений,
— отсутствие необходимого опыта и т. п.,
— снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний,
— неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхроноз и т. д.,
— неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т. п.
— низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности,
— недостатки в развитии профессионально-важных психических качеств,
— неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т. п.
III. Сопутствующие (средовые)
1. В организации труда:
— нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены),
— чрезмерная рабочая нагрузка,
— недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда,
— недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места,
— недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т. п.
2. В средствах труда:
— недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т. п.
3. В условиях труда:
— недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления,
— неблагоприятный психологический климат в коллективе,
— недостаточная совместимость, сплоченность,
— межличностные конфликты, — низкий ролевой статус,
— неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т. п.
Одной из ведущих причин развития информационного стресса является недостаточный контроль за рабочей ситуацией. Неконтролируемость ситуации одновременно выступает и как внешнее условие деятельности, и как субъективный фактор, связанный с определенными личностными особенностями человека. В этой связи J. R. Averill [208] выдвинул три основных типа личного контроля:
1) поведенческий контроль — наличие у индивида способов поведения, позволяющих непосредственно устранить объективную угрозу неблагоприятного события;
2) когнитивный контроль — интерпретация, оценка и интеграция события в когнитивном «плане»;
3) контроль, относящийся к принятию решения, — способность сделать выбор из двух и более альтернатив.
Неконтролируемость события (неопределенность, неизвестность, неоднозначность раздражителей, сигналов, сообщений) определяют субъективную оценку ситуации как угрожающей [276, 293, 350].
Факторы непредсказуемости развития ситуации, неопределенности (неизвестности) оперативной ситуации связаны с дефицитом информации о временных, пространственных и смысловых характеристиках оперативного события [26, 38].
Ситуация неопределенности оценивается относительно времени появления оперативного события, качественных и количественных параметров этого события, характера взаимосвязи и соотношений между событиями и их параметрами в оперативной ситуации.
Человек может по-разному переживать, испытывать неопределенность:
• ситуация может быть непредсказуемой с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия и т. п.;
• ситуация может потребовать больших знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, но которых у человека нет;
• событие может оказаться настолько сложным, что человек не способен адаптировать к нему свою когнитивную схему.
Человек не обладает готовыми схемами интерпретации любой и каждой ситуации. Это делает событие непредсказуемым и он не знает, какое поведение будет адекватным в той или иной ситуации, что в конечном итоге может привести к нарушению его функциональной устойчивости.
Успешность купирования неопределенности зависит от способности индивида выдерживать и переносить такое состояние, умения искать и находить недостающую информацию, способности предсказывать развитие опасного, угрожающего события и контролировать свое поведение в этих условиях.
Наиболее общий когнитивный ответ на неопределенность — придание, приписывание событию какого-либо значения, которое само может стать источником негативных переживаний и напряженности. Второй процесс, развертывающийся одновременно с предыдущим, заключается в стремлении индивида заполнить пробелы в необходимой информации догадками или предположениями о неизвестном.
В практике операторской деятельности часто встречаются задачи, в которых стрессогенные характеристики определяются факторами недостаточности или избыточности информации. В первом случае трудность принятия решения человеком-оператором следует из дефицита сведений об исходной ситуации, о состоянии объекта управления, об условиях рабочей среды, о возможных последствиях конкретного решения. Иногда недостаточность информации обусловливается малым резервом времени для ее приема и преобразования. Избыточность информации может рассматриваться как типичный фактор, определяющий стрессогенность операторских задач. Суть данного явления заключается в том, что к оператору поступает информации больше, чем он может принять и переработать или чем ее необходимо для принятия решения (избыток информации выступает в качестве релевантной помехи).
Особый подкласс стрессогенных информационных характеристик связан с фактором ложности информации, под которой понимаются либо сообщения, не соответствующие реальной ситуации, либо циркуляция неверных сведениях о результатах деятельности, что вступает в противоречие с истинным состоянием управляемого объекта. При поступлении ложной информации возможна выраженная агрессивность человека-оператора из-за персонификации объекта стрессогенного воздействия.
Фактор расслоения информации связан со структурой информационного потока. Речь идет о таких признаках, как неоднородность алгоритма, частая смена режимов деятельности, поступление информации для совмещенных задач.
Фактор низкой субъективной вероятности поступления информации связан с отсутствием у человека-оператора внутренней готовности к восприятию информации, вследствие чего требуется срочная перемена старого плана действий и формирование нового.
Экстремальные факторы информационной природы не должны рассматриваться вне связи между собой, они трудно разделимы не только в реальных условиях решения операторских задач, но и в искусственных, лабораторных условиях. Помимо перечисленных информационных факторов, формирующих стрессогенный характер процесса операторской деятельности, в качестве сопутствующих, предрасполагающих причин развития информационного стресса могут выступать целый ряд факторов, отражающих недостатки, нарушения в таких компонентах «человеческого фактора», как индивидуальные особенности субъекта труда, а также в содержании (процессах, способах), средствах (орудиях), условиях и организации деятельности.
Читайте также
2.3. О понятии информационного стресса в операторской деятельности
2.3. О понятии информационного стресса в операторской деятельности Любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т. п.) является в своей основе информационной, то есть источником его развития служат внешние
Глава III. Причины возникновения информационного стресса
Глава III. Причины возникновения информационного стресса Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Для развития информационного стресса важным фактором является
Глава IV. Особенности проявления информационного стресса
Глава IV. Особенности проявления информационного стресса 4.1. Вегето-соматические и психофизиологические реакции Не всякое экстремальное, субъективно значимое воздействие вызывает развитие последующий стресс-реакции. По общим представлениям в качестве стрессовой
Глава V. Механизмы регуляции информационного стресса
Глава V. Механизмы регуляции информационного стресса Несмотря на многочисленность теоретических и экспериментальных исследований по проблеме стресса механизмы регуляции его возникновения, развития и проявления изучены недостаточно полно. Более того, как считает Г. Н.
Глава VII. Экспериментальные модели и методы изучения информационного стресса
Глава VII. Экспериментальные модели и методы изучения информационного стресса 7.1. Методы моделирования информационного стресса Изучение проблемы информационного стресса в операторской деятельности, а также решение прикладных задач экспертизы и отбора кандидатов на
7.1. Методы моделирования информационного стресса
7.1. Методы моделирования информационного стресса Изучение проблемы информационного стресса в операторской деятельности, а также решение прикладных задач экспертизы и отбора кандидатов на операторские профессии с учетом их устойчивости к воздействию стресс-факторов
7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса
7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса Состояние психического и, в частности, информационного стресса характеризуется не только неспецифическими вегето-соматическими и биохимическими реакциями, изменениями в психическом статусе личности, но также,
3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса
3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный
6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков
6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков 6.4.1. Коммуникативные навыки Общение – как деловое, так и с близкими людьми (вне работы или в кругу семьи) – зачастую является причиной психологического стресса. Среди конкретных причин,
10.2.3. Механизмы информационного воздействия
10.2.3. Механизмы информационного воздействия Ведущим механизмом информационного воздействия является суггестия – передача неполной, даже фрагментарной, интеллектуальной информации, сопряженной с директивно-волевым и эмоциональным зарядом. Если воздействие убеждением
10.3.1. Психопатологические последствия информационного воздействия
10.3.1. Психопатологические последствия информационного воздействия Рассматривая психопатологические последствия информационного воздействия, необходимо отметить, что психика не только больных, но и большинства людей, попавших в необычные, экстремальные условия
2.1. Причины возникновения психологического стресса и его классификация
2.1. Причины возникновения психологического стресса и его классификация Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Для развития информационного стресса важным
6.3. Классификация способов преодоления стресса
6.3. Классификация способов преодоления стресса Разнообразие способов преодоления стресса определяется многофакторным влиянием на особенности взаимодействия субъекта и стрессогенной ситуации, а также различными взглядами исследователей, их научных концепций и
Глава 12. Обоснование и классификация приемов управления состоянием психологического стресса
Глава 12. Обоснование и классификация приемов управления состоянием психологического стресса Проблема борьбы со стрессом, противодействия ему путем разработки и внедрения различных мероприятий профилактического характера, а также методов и средств оперативной
12.2. Классификация приемов управления состоянием психологического стресса
12.2. Классификация приемов управления состоянием психологического стресса Зарождение и развитие психологического стресса определяется воздействием совокупности внешних (средовых) и внутренних (субъектных) факторов и зависит от индивидуальных (психологических,
Источник