11 возможны ли системы моделирующие эмоции человека

Содержание
  1. Хороший, плохой, злой: возможен ли эмоциональный искусственный интеллект
  2. Владимир Ильин
  3. С каждым годом разработки в сфере искусственного интеллекта становятся все совершеннее — технология распознавания лиц, (действительно) толковые голосовые помощники и даже искусство, созданное алгоритмами, становятся частью нашей жизни. Остается подождать, когда искусственный интеллект возьмет последний рубеж человеческих возможностей и научится испытывать эмоции, а сценарий фильма «Она» станет реальностью. Возможно ли это на самом деле? Или машины так и останутся послушными, но холодными слугами человека? T&P разбираются, как искусственный интеллект обучают чувствам, почему эти разработки так необходимы для нашей повседневности и что обещает будущее, где машины сравняются с человеком.
  4. Сакральное против познания
  5. Наладить коммуникацию
  6. Научить эмоциям
  7. Эволюционная гонка
  8. Классификация эмоций: в сердце эмоциональных вычислений
  9. Классификация эмоций
  10. Эмоции в эмоциональных вычислениях
  11. Бонус: робототехника

Хороший, плохой, злой: возможен ли эмоциональный искусственный интеллект

Владимир Ильин

С каждым годом разработки в сфере искусственного интеллекта становятся все совершеннее — технология распознавания лиц, (действительно) толковые голосовые помощники и даже искусство, созданное алгоритмами, становятся частью нашей жизни. Остается подождать, когда искусственный интеллект возьмет последний рубеж человеческих возможностей и научится испытывать эмоции, а сценарий фильма «Она» станет реальностью. Возможно ли это на самом деле? Или машины так и останутся послушными, но холодными слугами человека? T&P разбираются, как искусственный интеллект обучают чувствам, почему эти разработки так необходимы для нашей повседневности и что обещает будущее, где машины сравняются с человеком.

Сакральное против познания

В обывательском представлении искусственный интеллект никогда не сможет приблизиться к человеческой эмоциональности из-за нашей особой душевной организации, которую невозможно трансплантировать в машину. Однако сложности с созданием эмоционального ИИ, напротив, связаны с тем, что люди не так уж хороши в эмпатии. Мы совсем не похожи на идеальные эмоциональные машины, которые могут с легкостью расшифровать чувства окружающих. Наша эмпатия серьезно ограничена уникальным опытом, усваиваемыми стереотипами и индивидуальными психоэмоциональными реакциями. Так, европеец из среднего класса вряд ли поймет, какие чувства выражает вождь африканского племени, и наоборот.

С одной стороны, мы полагаем, что эмоциональность — сакральный дар, исключительная привилегия людей. С другой — знаем о ней слишком мало, рассказывает специалист по ИИ и машинному обучению и основатель портала 22century.ru Сергей Марков. По его мнению, отказ от восприятия эмоциональности как священного позволит найти новые методы для изучения эмпатии. С помощью обратной разработки (исследование готового устройства или программы с целью понять принцип его работы и обнаружить неочевидные возможности. — Прим. T&P) исследования нейронных сетей и машинного обучения можно узнать что-то принципиально новое о человеческой эмоциональности. «Машинное обучение позволяет в ряде случаев, что называется, поверить гармонию алгеброй — на смену догадкам и гипотезам приходит более надежное знание, основанное на статистике больших данных», — полагает Марков.

Наладить коммуникацию

Возможно, мы бы и не пытались научить машины эмпатии просто из любопытства, но растущее число автоматизированных систем (от голосовых помощников до самоуправляемых автомобилей) делает эмоциональный ИИ насущной необходимостью. Главная задача, которая стоит перед специалистами по машинному обучению, — упростить работу с разными интерфейсами и на уровне ввода, и в процессе вывода информации. Частота общения с компьютерами очевидно растет, но сами сервисы и системы пока не понимают, почему мы трясем телефоном: от злобы или от смеха.

Эмоциональный интеллект уже сейчас востребован во многих бизнес-проектах. От рекламы, которая, подстраиваясь под эмоциональное состояние потенциального клиента, увеличивает продажи, до технологий распознавания, которые, обнаружив самого нервного человека в толпе, помогут поймать преступника.

Читайте также:  Петшак понимание глухими школьниками эмоций других людей

Исследователям предстоит поработать с эмоциональным интеллектом и из соображений безопасности. «Решения, которые принимаются компьютерами, не должны казаться психопатическими. Если машина действует в мире, где живут люди, она должна уметь принимать во внимание „человеческие обстоятельства“, то есть быть способной к эмпатии. Стандартный пример: робот-диагност, отправляющий пожилого человека на сложную операцию, должен учитывать риски, связанные со стрессом. Беспилотный автомобиль, начисто лишенный эмпатии, в определенном контексте тоже может натворить бед», — считает философ Кирилл Мартынов.

Алармисты вроде философа и специалиста по антропоцену Ника Бострома, отмечает Мартынов, утверждают, что проблема «потери чувствительности» у сверхразума, резко выделяющегося на фоне человеческого уровня, вполне реальна. Эту проблему пытаются предотвратить уже сейчас при помощи юридических ограничений. При таком подходе создателей ИИ законодательно обяжут наделять разработки элементами эмоционального разума, необходимыми для эмпатии.

Научить эмоциям

Нетривиальная задача создания эмоционального ИИ упрощается с появлением новых инструментов вроде машинного обучения. Сергей Марков описывает этот процесс следующим образом: «Можно взять несколько сотен тысяч аудиозаписей человеческих высказываний и попросить группу людей-разметчиков сопоставить с каждой из этих фраз набор маркеров „эмоционального алфавита“. Затем случайным образом отбираются 80% фраз — на этой выборке нейросеть обучают угадывать эмоциональные маркеры. Оставшиеся 20% можно использовать, чтобы убедиться в исправной работе искусственного интеллекта». В другой модели обучения, которую описывает Марков, нейросеть получает бо́льшую самостоятельность. В ней ИИ сам категоризирует фразы по схожей эмоциональной окраске, темпу речи и интонации, а позже учится синтезировать свои высказывания на основе полученных категорий. Так или иначе, главным ресурсом для обучения искусственного интеллекта становятся большие массивы данных.

Эволюционная гонка

Говоря о машинном обучении и удобных интерфейсах, мы концентрируемся на практических задачах и их решениях. Но как насчет появления «настоящей» (как у людей) эмоциональности у искусственного интеллекта? Сможет ли машина любить, грустить и злиться? «Тот факт, что мы переживаем наши собственные эмоции как „настоящие“, связан лишь с тем, что так настроена наша когнитивная система, возникшая в ходе эволюции. Особи, способные испытывать эмоции и контролировать свое поведение, получали преимущество в эволюционной гонке. Компьютеры вряд ли смогут приблизиться к моделированию реальной эволюции приматов — в этом смысле их эмоции не будут „реальными“», — полагает Мартынов.

Ключевой вопрос, говорит Мартынов: можно ли смоделировать субъективные переживания эмоций, то, что Аристотель назвал бы душой, а Декарт — cogito? Прямого ответа на этот вопрос наука до сих пор не дает, а философы собирают конференции о природе квалиа (нередуцируемых элементов субъективного опыта). Хотя есть и оптимисты вроде философа и когнитивиста Дэниела Деннета, которые утверждают, что в конечном счете субъективный опыт — это способность рассказывать себе и окружающим о том, что вы почувствовали. Убедительные вербальные отчеты об эмоциях мы, конечно, получим от машин в ближайшее время, думает Мартынов.

Но с большой вероятностью, полагает Сергей Марков, наше совместное будущее с эмоциональным искусственным интеллектом примет формы, которые невозможно вообразить сегодня со стереотипным противопоставлением людей и машин: «Скорее в будущем люди и машины будут объединены в гетерогенные синтетические системы, в которых вы уже не сможете провести даже условную черту, разделяющую человека и продукт его технологий. В таком сценарии эмоциональному интеллекту уготована большая роль».

Источник

Классификация эмоций: в сердце эмоциональных вычислений

Эмоциональный искусственный интеллект, помимо очевидной связи с машинным обучением и нейронными сетями, имеет прямое отношение к психологии и в частности к науке об эмоциях. В этой области сегодня остро стоят несколько вызовов. Один из них — формирование точной и полноценной классификации эмоциональных состояний, от которой в том числе напрямую зависит процесс аннотирования — сопоставления наблюдаемых выражений лица и других невербальных сигналов с определенными эмоциями и аффективными состояниями.

Читайте также:  Чем вызвать эмоции у девушки

Классификация эмоций

Сегодня широко используются три подхода к категоризации эмоциональных данных: дискретная и многомерная модели, а также гибридная, объединяющая два первых типа.

Дискретный подход основан на категоризации эмоций, которую мы обнаруживаем в естественном языке. Каждая эмоция связана с семантическим полем — конкретным значением или набором значений, которые мы приписываем некоторому эмоциональному состоянию. Теория базовых эмоций — один из самых известных примеров дискретного подхода.

Первое упоминание на нечто похожее на то, что подразумевается под базовыми, или первичными, эмоциями, можно найти в ранних философских текстах, например, греческого или китайского наследний. Платон в знаменитом труде “Республика” относил эмоции к основным составляющим человеческого разума. В функциональной теории эмоций Аристотеля разум, эмоции и добродетели взаимосвязаны, и эмоциональная жизнь каждого здорового человека всегда (или почти всегда) согласована с разумом и добродетелями, осознает он это или нет. В китайском конфуцианстве мы находим от четырех до семи «Цин» — эмоций естественных для любого человека.

В XX веке тема оказалась в фокусе научного интереса, и ряд авторов, в том числе Пол Экман, автор наиболее распространенной теории базовых эмоций, предложили собственное видение количества таких эмоций. Экман предположил, что базовые эмоции должны быть универсальными, в том смысле, что их проявление одинаково для всех культур. В разных теориях мы можем найти от 6 до 22 эмоций (Ekman, Parrot, Frijda, Plutchik, Tomkins, Matsumoto — подробности см. у Cambria et al., 2012).

Существование базовых эмоций на сегодняшний день остается спорным вопросом (см., например, Barret & Вагер, 2006; или Crivelli & Fridlund, 2018). Ряд исследований показал связь базовых эмоций с активностью отдельных структур мозга (например, Murphy et al., 2003, и Phan et al., 2002), хотя в других работах такая корреляция не подтверждается (см. Barrett & Wage, 2006). Интересно, что некоторые исследования восприятия эмоций в изолированных этнических группах не поддерживают гипотезу межкультурной универсальности эмоций. Одним из примеров являются тробрианцы из Папуа-Новой Гвинеи (см. Crivelli & Fridlund, 2018, и Gendron et al., в печати). В эксперименте представителям племени показали фотографию лица, выражающего страх, однако тробрианцы воспринимали это выражение как сигнал об угрозе.


Атлас эмоций, предложенный Полом Экманом: atlasofemotions.org. Первоначальная версия 1999 года также включала “удивление”.

Сегодня многие решения в области эмоциональных вычислений основаны на дискретных моделях и включают в себя только базовые эмоции, чаще всего в соответствии с теорией Экмана (например, решения компании Affectiva, пионера эмоционального ИИ). Это означает, что автоматические системы обучаются распознавать довольно ограниченное количество аффективных состояний, хотя в жизни мы постоянно переживаем большое количество эмоций, включая сложные смешанные эмоции, а в межличностном общении пользуемся многочисленными социальными сигналами (например, жестами).

Другой подход — многомерный — представляет эмоции в координатном многомерном пространстве. Поскольку это пространство является неразрывным, существуют эмоции, имеющие одну и ту же природу, но различающиеся по ряду параметров. В аффективной науке эти параметры (или измерения) чаще всего выражены валентностью (valence) и активацией (arousal), например, в датасете RECOLA авторства Ringeval et al. Также часто используется и интенсивность (intensity) эмоций. Таким образом, печаль можно рассматривать как менее интенсивную версию горя и более выраженную задумчивость, в то же время больше похожую на отвращение, чем, например, на доверие. Количество измерений может варьироваться в зависимости от модели. В колесе эмоций Плутчика всего 2 измерения (сходство (similarity) и интенсивность), в то время как Фонтейн постулирует 4 измерения (валентность, потенция (potency), активация, непредсказуемость (unpredictability). Любая эмоция в таком пространстве будет обладать рядом характеристик, измеряющихся величиной, с которой она присутствует в определенном измерении.

Читайте также:  Что чувствует влюбленный парень при виде девушки

Гибридные модели объединяют как дискретные, так и многомерные подходы. Хорошим примером гибридной модели являются «Песочные часы эмоций», предложенные Камбрией, Ливингстоном, Хуссейном (Cambria et al., 2012). Каждое аффективное измерение характеризуется шестью уровнями силы, с которой выражены эмоции. Эти уровни также обозначаются как набор из 24 эмоций. Таким образом, любая эмоция может рассматриваться как фиксированное состояние и как часть континуума, связанная с другими эмоциями нелинейными отношениями.

Эмоции в эмоциональных вычислениях

Итак, почему классификация эмоций имеет такое важное значение для эмоциональных вычислений? В начале статьи мы сделали акцент на том, что классификация эмоций и тот подход, которого мы придерживаемся, напрямую влияют на процесс аннотирования — разметки аудиовизуального эмоционально окрашенного контента. Чтобы обучить нейронную сеть распознавать эмоции, необходим набор данных. Но разметка этого набора полностью зависит от нас, людей, и от того, какие эмоций мы ассоциируем, например, с конкретным выражением лица.

Сегодня распространены несколько инструментов для аннотирования. Это ANNEMO (Ringeval et al.), используемый для многомерных моделей, ANVIL (Kipp) и ELAN (Институт психолингвистики Макса Планка), используемые для дискретных систем. В ANNEMO аннотирование доступно по 2 аффективным измерениям: активация и валентность, значения которой варьируются от -1 до +1. Таким образом, любому эмоциональному состоянию могут быть присвоены значения, характеризующие его интенсивность и позитивность/негативность. Социальные измерения также можно оценивать по 7-балльной шкале в 5 измерениях: согласие (agreement), доминирование (dominance), заинтересованность (engagement), проявление (performance) и взаимопонимание (rapport).

ANVIL и ELAN позволяют использовать собственные фильтры для разметки аудиовизуального эмоционального контента. Фильтры, или маркеры, могут быть представлены словами, предложениями, комментариями или любым другим текстом, имеющим отношение к описанию аффективного состояния. Эти маркеры имеют статический характер и не могут быть выражены величиной.

Выбор подхода и системы аннотирования зависит от целей. Многомерные модели позволяют избежать известной проблемы, когда некоторые слова существуют в каких-то языках, в то время как в других может не быть слов для описания этих эмоций. Это делает процесс аннотирования контекстуально- и культурно-зависимым. Тем не менее дискретные модели — полезный инструмент для категоризации эмоций, поскольку объективно оценивать изменение величин как валентность или активация, сложно, а разные аннотаторы будут давать разные оценки выраженности этих величин.

Бонус: робототехника

Кстати, классификация эмоций широко используется не только в сфере распознавания эмоций, но и для их синтеза. К примеру, в робототехнике. Эмоциональный спектр, доступный роботу, может быть интегрирован в многомерное пространство эмоций. Affect system — система эмоциональных состояний, между которыми может переключаться, вероятно, самый милый робот в индустрии ИИ — Kismet разработки МТИ (MIT), основан именно на многомерном подходе. Каждое измерение эмоционального пространства (активация, валентность и состояние (stance), то есть готовность к общению) сопоставляется с набором лицевых экспрессий. Как только будет достигнута необходимая величина, робот будет переключаться на следующую эмоцию.


Видео: Как работает робот Kismet

Источник

Оцените статью