- Эмоциональная и волевая саморегуляция в деятельности педагога.
- Презентация Эмоционально — волевая регуляция психических состояний
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Охрана труда
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Классный час на тему «Русский язык-мой родной язык».
- Презентация на тему «Темперамент и его типы»
- Технологическая карта по МДК
- Дневник-отчет по учебной практике УП 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих. Выполнение работ по профессии 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.
- Рабочая тетрадь для МДК 05.01
- Инновационные технологии в деятельности педагога опыты и перспективы
- Тарификация почтовых отправлений и денежных переводов, дополнительные услуги
- Творческая работа «О вреде алкоголя»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- ДОКЛАД на методическом объединении воспитателей на тему: «Работа по формированию механизмов регуляции поведения: коррекция эмоционально – волевой сферы (среднее звено) »
Эмоциональная и волевая саморегуляция в деятельности педагога.
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология
Саморегуляция — способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Саморегуляция, по В. Н. Панкратову, — особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения; управление человеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями; целенаправленное изменение отдельных психофизиологических функций и нервно-психических состояний; целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий. Согласно Л. С. Колмогоровой, В. В.Семикину, саморегуляция — компонент психологической культуры учителя.
А. О. Прохоровподчеркивает, что умение управлять собой важное профессиональное качество педагога. Проявления низкого уровня саморегуляции учителя: крик на уроке, стук по столу, жалобы родителям на детей, дисциплинарные двойки. Наибольшие трудности в данном плане испытывают молодые учителя.
Ситуации, требующие саморегуляции педагога:
1. педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной проблемой;
2. проблема не имеет однозначного решения, трудно выбрать оптимальный вариант решения из нескольких альтернативных;
3. педагог находится в состоянии эмоционального и физического напряжения, побуждающего к импульсивным действиям;
4. решение о том, как действовать, педагог принимает, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени;
5. действия педагога оцениваются со стороны.
Специфика волевой саморегуляции. Саморегуляция восприятия предполагает четкую постановку задачи восприятия — построение образа, получение однозначных ответов на вопросы: «Что наблюдать?», «Зачем наблюдать?», «Как наблюдать?». Сознательная постановка подобных вопросов и ответы на них требуют выбора и следования ему, т.е. саморегуляции. Управление непроизвольным вниманием возможно косвенно, через регуляцию психофизиологических состояний организма. При утомлении, во время болезней, в состоянии чрезмерного возбуждения, аффекта или стресса непроизвольное внимание становится плохо управляемым. Средства управления непроизвольным внимания — отдых, лечение, психофизический аутотренинг.
Основные приемы саморегуляции мышления: внимательный анализ условий решаемой задачи; соотнесение требуемого результата с заданными условиями с целью установления того, чего в них не хватает для получения результата; постоянная тренировка мышления, выражающаяся в его систематическом упражнении; выработка определенной дисциплины мышления, предполагающей последовательный поиск и достаточную проработку различных альтернативных вариантов решения; проговаривание вслух или про себя определенных идей, связанных с поиском решения задачи; систематическая запись идей и уже принятых действий. Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней речью. Внутренняя речь служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий.
Эмоциональная саморегуляция педагога. Эмоциональная саморегуляция базируется на умении управлять состоянием мышечной системы организма, активном волевом включении мышления в анализ эмоциогенных ситуаций. В исследовании А. О. Прохорова установлено, что в реальной педагогической деятельности участвуют три уровня эмоциональной саморегуляции (оперативная, текущая и базовая саморегуляция). Актуализация уровней зависит от доминирующей ситуации. Оперативная (актуальная) саморегуляция достигается использованием таких приемов, как переключение, самовнушение спокойствия, самоприказы, актуализация сюжетных представлений и образов чего-то хорошего, что предстоит в ближайшее время, регуляция дыхания и контроль состояния голоса. Текущая саморегуляциядостигается созданием пролонгированных на урок и день позитивных рабочих состояний. К этому уровню регуляции относятся ориентация на хорошее настроение, терпение, самоконтроль, выдержку. Около 70 % учителей такое состояние планируют с учетом материала урока, подготовленности класса, психологической атмосферы в классе.
Базовая саморегуляция представляет собой систему длительных, устойчивых мотивационных состояний, в основе которых находится профессиональная мотивация (заинтересованность, увлеченность педагогическим трудом, ответственность, забота). Достижение этой задачи достигается в процессе самовоспитания.
Источник
Презентация Эмоционально — волевая регуляция психических состояний
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Эмоционально – волевая регуляция психических состояний педагога в педагогической деятельности
Описание слайда:
Эмоционально – волевая регуляция психических состояний педагога в педагогической деятельности
Саморегуляция эмоционального состояния — это управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
Эмоциональный интеллект — навыки в определении, использовании, понимании и управлении собственными эмоциями в положительном русле, для повышения стрессоустойчивости, выработке навыков преодоления трудностей и разрешения конфликтов.
Описание слайда:
Приёмы релаксации
Расслабление
Дыхательные техники
Техники визуализации
Арт – терапия
Концентрация положительных эмоций
Аутотренинг
Рефлексия
Супервизорство и др.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Классный час на тему «Русский язык-мой родной язык».
Презентация на тему «Темперамент и его типы»
Технологическая карта по МДК
Дневник-отчет по учебной практике УП 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих. Выполнение работ по профессии 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.
Рабочая тетрадь для МДК 05.01
Инновационные технологии в деятельности педагога опыты и перспективы
Тарификация почтовых отправлений и денежных переводов, дополнительные услуги
Творческая работа «О вреде алкоголя»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5184520 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
Российские студенты стали чемпионами мира по программированию
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
ДОКЛАД на методическом объединении воспитателей на тему: «Работа по формированию механизмов регуляции поведения: коррекция эмоционально – волевой сферы (среднее звено) »
Муниципальное казённое образовательное учреждение
“ Мошковская общеобразовательная школа – интернат для детей с
ограниченными возможностями здоровья.”
на методическом объединении воспитателей
«Работа по формированию механизмов регуляции поведения : коррекция эмоционально – волевой сферы ( среднее звено ) »
Подготовила во c питатель:
Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).
Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций у детей с ОВЗ в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Волевая сфера детей с ОВЗ находится на самых начальных этапах формирования.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с ОВЗ практически всегда осуществляется двумя путями:
формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных проявлений, отклонений в поведении
В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка с ОВЗ справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка.
Поскольку ребенок с ОВЗ не знает, как справиться со своими эмоциями, а выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например, ребенок упрямится, оттягивает временя. Он не способен выполнить требуемое и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко завышенные требования, либо что-то запрещает.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением. Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы могут быть следующие:
нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;
мнимая неспособность усвоить материал занятия;
отказ под разным предлогом от помощи старшим;
рассеянность, неумение сосредоточиться;
Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческих сфер организуется с учетом диагностических данных – уровня психологической комфортности обучения, школьной тревожности и страхов, самооценки и уровня притязаний, межличностных отношений в семье и эмоциональное благополучие ребенка в семье. Каждому возрасту подбирались методы и приемы, в соответствии с уровнем развития, направленные на: — формирование умения адекватно принимать самого себя и других;
— формирование умения осознавать свои чу4вства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирование личностной рефлексии;
— формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор;
— коррекцию проблем в эмоционально-волевой сфере, адекватное ролевое развитие, а также формирование произвольной регуляции поведения..
Для реализации данных задач применяются следующие методы и приемы:
1. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста так и для старшего.
2. Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
4 . Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.
5. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.
6. Арттерапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Арттерапевтическая работа на моих занятиях вызывает у детей положительные эмоции, расширяет социальный опыт детей, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, помогает регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье. Общение с искусством помогает детям очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений. В работе использую нетрадиционные техники рисования, не требующих кропотливых, однообразных движений, убивающих все желание рисовать и творить. Для создания рисунков предлагаю использовать детям руки, пальчики, ватные палочки, губку.
7. Мимические и пантомимические этюды и др.
Подобрать методы для работы с данной категорией детей очень сложно, поэтому многие задания приходится упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке. При рефлексии дети могут, хотя и с трудом определить, что им понравилось и запомнилось, но вычленить то, что они при этом чувствовали – очень проблематично.
Безусловно, круг проблем, касающихся коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ, очень широк. Основной задачей коррекционной работы становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром. При этом необходимо учитывать тот факт, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. А бурные, аффективные реакции, как правило, являются результатом длительного зажима эмоций.
Для детей группы риска организуются занятия с элементами тренинга, сказкотерапии по коррекции агрессивности, профилактики девиантного поведения. Занятия способствуют освобождению от внутреннего напряжения, снятию раздражительности и возбудимости.
Эмоционально-волевая сфера наших воспитанников чрезвычайно сложна и несовершенна. В связи с этим возникают различные проблемы в их жизни: отношение с друзьями, с родителями, ощущение чувства одиночества, неполноценности, страха, тревоги и др. С целью коррекции этих проблем проводятся индивидуальные консультации. Консультации помогают развитию навыков самоконтроля, адекватной самооценки, саморегуляции, повышена стрессоустойчивость воспитанников.
Все разработанные коррекционно-развивающие программы направлены на формирование эмоциональной стабильности обучающихся, т.е. помогают им прожить определенное эмоциональное состояние, повышают эмоциональную устойчивость воспитанников. Естественно, что каждая программа может рассматриваться только как компонент системной работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В работе по коррекции проблем эмоционально-волевой сферы невозможен быстрый показательный эффект.
Работа по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся начинается с первого класса и продолжается на протяжении всех лет обучения.
Источник