1 класс определить темперамент

У каждого первоклассника свой темперамент

У каждого первоклассника свой темперамент

Каждый ребенок обладает индивидуальными, присущими ему одному особенностями. Один энергичен и легко возбудим, другой спокоен и медлителен, третий умеренно подви­жен и уравновешен, четвертый пассивен и чувствителен. Причина этих различий — раз­ный темперамент, который зависит от генетически обусловленного типа нервной системы, и у каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Разница в темпераментах между родителями, учителями и ребенком может привести к серьезному недопониманию и даже конфликтным ситуациям. Поэтому взрослым необходимо определить темперамент ребен­ка, а затем помочь маленькому школьнику усвоить новую для него деятельность. Важно, что «хороших» и «плохих» темпераментов не существует. У каждого есть положительные и отрицательные стороны. Изменить темперамент невозможно, но можно научиться им управлять.

Холерик — ребенок с высокой нервно-психической активностью. Он вспыльчив, само­уверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не проду­маны, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, под­вержен резким переменам настроения. Ребенок-холерик — это непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот. Стремится ответить на вопрос еще до того, как его задали; часто, не дослушав инструкции, рвется скорее выполнить задание. Он контактен со взрослыми, среди сверстников легко находит друзей, но часто ссорится. Шумные групповые игры для него более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности. Новую ин­формацию усвоит легко, забудет ее так же быстро.

Рекомендации

    Помните, что для хорошего школьного старта необходимо искать не лучшую школу, а опытного педагога. Найдите для своего малыша мудрого, в меру строгого учителя. Противопоставьте возбуждению спокойствие. Не говорите на повышенных тонах, это только сильнее взбудоражит вашего шустрика. Поощряйте любое проявление старательности, сдержанности и терпения. Помните, что вам необходимо деликатно, но строго и последовательно контролировать холерика и следить, чтобы он доводил начатое дело до конца. Главная задача — повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам осо­бенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта — тренировки научат конт­ролировать свои движения, рассчитывать силы. Но командные виды спорта (например, футбол, хоккей и т. п.) вряд ли подойдут, так как скорее усилят возбуждение и агрессивные реакции. Рассмотрите возможность занятий плаванием, боксом, легкой атлетикой.
    Холерику необходимо много жизненного пространства, поэтому чаще бывайте с ним на природе, заинтересуйте его туризмом. Помните: от неподвижности он утомляется и допускает срыв в поведении. Да­вайте ему подвигаться во время выполнения домашних заданий, попросите учите­ля разрешить ребенку на уроке размяться: вымыть доску, сходить за журналом, со­брать тетради. Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помоги­те ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз — «Луч­ше меньше, да лучше!» Для формирования усидчивости занимайтесь вместе с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Перед тем как сесть за уроки, дайте ему набегаться вдоволь, а лучше погуляй­те на свежем воздухе. Развивайте целенаправленность, сосредоточенность: учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану, обдумывать решения и рассчитывать свои силы. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно по­лучающий прилюдно замечания от учителя, легко может стать отверженным в дет­ском коллективе. Поговорите с учителем о некотором снисхождении к вашему ре­бенку, наметьте вместе с педагогом пути коррекции. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним кон­фликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы (особенно о героях и рыцарях), проговаривайте варианты верного поведения, восхищайтесь выдержкой, терпени­ем героев произведений. Развивайте у ребенка способность к самоконтролю (пусть посчитает про себя, поколотит спортивную грушу или подушку, порвет старую газету, попьет сок ма­ленькими глотками, послушает спокойную музыку). Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример «хорошего маль­чика Васю», это в ответ вызовет только злость. Иногда полезно давать этому живчику задания, несколько превышающие его силы, чтобы он почувствовал, что он не такой всемогущий, каким себе кажется. Помните, что у этого ребенка еще не созрела воля. И он вправе ждать от взрослых понимания.
Читайте также:  Доклад про эмоции человека 8 класс

Сангвиник в меру живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный. Это тоже ма­ленькая реактивная ракета, но он умеет сдерживать свои порывы, если этого требует ситуа­ция. В детстве этот «ребенок-солнце» обычно в хорошем настроении, любознателен, акти­вен, умеет контролировать свои эмоции. Легко контактирует с людьми, приспосабливает­ся к новой обстановке, трудные ситуации не вызывают у него чувства тревожности. Санг­виник легко понимает других людей, не особенно требователен к окружающим и склонен принимать людей такими, какие они есть. Незаметно для себя становится душой компании. Такой ребенок может с интересом играть как в подвижные игры, так и сосредоточенно за­ниматься рисованием или конструированием. Но сангвиник часто не доводит до конца на­чатое им неинтересное дело, если оно ему надоедает.

    Взрослым необходимо организовать для ребенка определенный ритм повседневной жизни: равновесие подвижности и спокойствия. Родителям нужно следить, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца, не допу­скать небрежного выполнения школьных заданий. Сангвинику полезны занятия спортом, чтобы выплеснуть лишнюю энергию. Но в спорте он не будет сильно стремиться к результату. Его интересует сам процесс, най­дите ему дружелюбного тренера. Для сангвиника подойдут занятия групповыми видами спорта (футбол, хоккей, волейбол и т. д.). Не беспокойтесь, если ребенок меняет свои интересы: ему свойственны поиски себя. Но при этом нужно развивать и такое качество, как постоянство, иначе ребенок привыкнет бросать очередное увлечение, как только потребуется проявить настойчивость и терпение. Воспитывайте усидчивость: конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моде­лей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собран­ность и аккуратность. К сангвинику можно быть требовательным, но, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу: переписать буквы, перечитать рассказ. Очень важно поощрять настойчивость такого ребенка, старательность и целеустрем­ленность, постепенно повышать планку требований и, увеличивая нагрузку, добиваться
    устойчивости и результативности. Хвалить сангвиника следует только заслуженно, так как он имеет склонность к зазнайству. Терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок, тактично критикуйте небрежное оформление работ, развивайте его внимание к деталям и мелочам.
    Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуж­дайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружа­ющих; присматривайтесь к внутреннему миру ребенка, так как за внешним благополучием может скрываться глубокое переживание.

Для флегматика характерны низкий уровень активности, невыразительность мимики и речи. Это усидчивый и внешне спокойный ребенок, который обычно не доставляет хлопот взрослым. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте он охотно играет с любимыми игрушками, не любит беготню и шум. Малыш-флегматик спо­собен часами заниматься игрой или рисованием, не мешая взрослым заниматься своими делами. Однако он не любит, когда нарушается привычный ход жизни: он способен устро­ить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку. Играя с детьми, предпочитает знако­мые и нешумные развлечения. Долго запоминает какую-либо информацию, но потом долго помнит и редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда по­рвать отношения с обидчиком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в не­благоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Читайте также:  14 недель беременности что чувствует мама

Именно флегматика, которому нелегко приспособиться к новой обстановке, необходимо психологически готовить к школе, объяснять основные понятия и правила.

    Не расстраивайтесь из-за первых низких оценок: новые знания или навыки даются флегматику с трудом, но остаются надолго.
    Наберитесь терпения и не раздражайтесь из-за медлительности ребенка (и уж тем более не наказывайте) и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка «Тише едешь — дальше будешь». Также помните, что рассчитать время — ваша задача. Однако время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно «не заснул». Если флегматик задумался, его можно изредка окрикнуть, имен­но в такие моменты «пробуждения» этот милый «тюфячок» способен что-то понять, по­стичь. В воспитании уделите внимание развитию самостоятельности и инициативы, так как у флегматичных детей активность невысока и они склонны делать то, что им велят. Но де­лайте это тактично, чтобы у ребенка не появился страх перед действием. Чтобы ваш милый копуша научился контролировать себя, ограничьте его во времени: скажите, чтобы он постарался закончить упражнение по русскому языку к началу любимо­го мультфильма, или заведите будильник. Помогите ребенку научиться переключаться с одного вида деятельности на другой, установите порядок выполнения домашних заданий: сначала письменные, потом устные уроки. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы вы­полнить порученное дело. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой. Беседуйте о прочитанных произведениях. Необходимо привлекать флегматика к играм и гимнастическим упражнениям. Но пом­ните: его могут заинтересовать виды спорта, которые не требуют быстрой реакции, напри­мер гимнастика, городки.
    Часто в школе такой ребенок успевает по какому-нибудь одному предмету. Помогите сыну или дочери расширить знания по остальным. Утром приучите флегматика умываться прохладной водой, чтобы окончательно про­снуться. Вместе с ребенком составьте распорядок дня, чтобы все успевать и со всем справить­ся спокойно. Помогите найти новых друзей в школе, учите его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая что-то, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сфор­мировать свое мнение и научите защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, под­страиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения. С другой стороны — помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Ребенок-меланхолик медлителен, эмоционально неустойчив. У него тихая речь, невы­разительная мимика, неторопливые движения. Он очень чувствителен, склонен к слезам и обидам, насторожен ко всему новому. Меланхолик не уверен в себе. Такой малыш теряет­ся в незнакомой обстановке и испытывает трудности в установлении социальных контак­тов. Редко спорит и ссорится, чаще подчиняется более сильным людям. Он быстро уста­ет, пугается трудностей, быстро опускает руки. Однако внутренний мир меланхолика бо­гат, ему свойственны глубина и устойчивость чувств. Он ведет себя как «маленький взрос­лый» — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, он не скучает в одиноче­стве. Среди окружающих выбирает одного, с кем полностью откровенен, мягок и добр, де­лится с ним своими переживаниями.

    Помните, что меланхолик дольше и труднее всех адаптируется к школе. Наиболее тщательно отнеситесь к выбору учителя, заботливое и внимательное отно­шение взрослого с негромкой речью ему нужны как хлеб. Попросите учителя разрешить (хотя бы на первых порах) на уроке отвечать с места, а не у доски, так как публичные выступления для меланхолика — стрессовая ситуация. В домашней обстановке такой малыш нуждается в подбадривании, ласке родных. Хва­лите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах. Не смейтесь над его обидами, но с пониманием относитесь к жалобам и слезам.
    Однако дозируйте проявление заботы, не допускайте излишней опеки: это мо­жет окончательно изнежить меланхолика, сделать его эмоционально незакаленным. Общаясь с ребенком-меланхоликом, избегайте приказного тона и публичной критики. Чаще и искренне говорите слова похвалы. Для снижения нервно-психического напряжения используйте тактильный кон­такт (погладьте по спинке, взъерошьте волосы, возьмите за руку во время разговора). Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он мо­жет довериться. Беседуйте с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдаете, проявляйте искренний интерес, слушая его рассказы о себе, его мысли об окружа­ющем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него. Помогите ребенку не фиксироваться на школьных неудачах, так как он очень болезненно реагирует на отрицательные оценки. Ваш девиз в общении с меланхо­ликом — «Людям свойственно ошибаться». Закаляйте ребенка-меланхолика, вовремя укладывайте спать, а в первом клас­се такому ребенку может быть показан и дневной сон, так как он быстро устает от любой работы. Побуждайте его к физическим упражнениям, тренируйте ловкость, выносли­вость и силу. Вечером и утром бережно отнеситесь к неустойчивой психике меланхолика, никаких выяснений отношений, подбодрите ребенка — — впереди у него трудный школьный день. Этот ребенок любит работать по инструкции, составьте с ним план выполне­ния какого-либо задания. Помогите ему включиться в новый коллектив, научите его знакомиться, проре­петируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам.
    Повышайте авторитет ребенка, работайте вместе с ним: если он хорошо рисует — сделайте с ним стенгазету для школьного праздника, поет — выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его луч­шее сочинение, если он хорошо пишет. Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.
Читайте также:  Глисты ребенок может чувствовать

Одежда для детского сада

Собирая малыша в детский сад, подумайте о том, удобно ли ему будет одеваться самому, удобно ли будет это делать воспитателям, которые собирают на прогулку целую группу детей. Молнии и «липучки» предпочтительнее, чем пуговицы, вязаная манишка удобнее и надежнее, чем шарф, рукавички, пришитые к резинке, не по­теряются, а шапочка-шлем плотно закроет уши.

Чтобы избежать перегревания во время сборов на прогулку, детей в детском саду приучают одеваться последовательно: вначале «низ» — колготки, брюки, носки, бо­тинки; затем «верх» — свитер, шапка и — в последнюю очередь — шарф и куртка.

Одежда для пребывания в группе должна быть максимально удобной, не сковы­вающей движения ребенка. Мягкие трикотажные брюки удобнее, чем жесткие джинсы или джинсовый комбинезон. Футболка или трикотажный джемпер предпочтительнее, чем рубашка. Эластичные подтяжки опасны — при движениях металлические или пластмассовые застежки могут отстегнуться и травмировать голову ребенка. Кроме того, подтяжки, помочи, лямки комбинезонов затрудняют переодевание ребенка и создают неудобство при посещении туалета.

Если ребенок склонен к потливости, собирая его в детский сад, нужно захватить с собой запасную футболку, чтобы воспитатели могли его переодеть.

На одежде ребенка (для прогулки и для пребывания в группе) должен быть карман — для чистого носового платка.

Источник

Оцените статью