1 человек испытывает чувство одиночества функция общения

Ситуационные задачи и практические задания

I. Определите, какие функции выполняет общение в следующих жизненных ситуациях:

1) Человек испытывает чувство одиночества.

2) Человек обращается в справочное бюро, чтобы узнать время отправления поезда.

3) Молодой человек после общения с товарищем почувствовал, что у него изменилось настроение.

4) Преподаватель на занятии дает задание, студенты начинают выполнять его, преподаватель в процессе их работы дает пояснения, корректирует их работу.

II. Определите, какие средства общения используются в следующих ситуациях:

1) Подруги разговаривают по телефону.

2) Преподаватель, слушая ответ студента на заданный вопрос, удивленно приподнимает брови.

3) За хорошие оценки отец похлопал сына по плечу

4) В качестве примирения, они пожали друг другу руки

III. Определите вид общения в следующих ситуациях:

1) Татьяна пишет письмо Онегину.

2) Менеджеру предстоял разговор с директором фирмы.

3) Два друга очень эмоционально о чем-то спорят.

4) «Ну вот, опять опоздал» — думал Петр глядя в след уходящего поезда.

Литература

Основна:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 5-е, исправленное и дополненное. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2009.

2. Волкова А.И. Психология общения для студентов колледжей – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Изд. 4-е, исправленное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

4. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Дополнительная:

1. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. – 342 с.

2. Леонтьев А.А. Психология общения Изд. 5-е, стереотипное. — М.: ACADEMA, Смысл, 2008.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии/ под редакцией Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Изд. 4-е стереотипное. — М.: ACADEMA, Смысл, 2007.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2010.

5. Немов Р.С. Психологический словарь. — М.: ВЛАДОС, 2007.

6. Немов Р.С. Психология. Учебник. — М.: ЮРАЙТ, 2010.

7. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. — ПИТЕР 2009.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. 22-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

9. Шапарь В.Б. Психология манипулирования. — Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону, 2008. – 366 с.

Источник

Тема 6. Психология общения и межличностных взаимоотношений

1. Словарь психологических терминов: общение, межличностное общение, коммуникативная сторона общения, интерактивная сторона общения, перцептивная сторона общения, малая группа, лидерство.

2. С какими функциями общения связаны следующие жизненные ситуации? Заполните таблицу.

Ситуация Функция общения
Человек испытывает чувство одиночества.
Ребенок отстает в психическом развитии.
В условиях совместного решения задачи ученик значительно хуже соображает.
При решении сложной задачи человек иногда незаметно для себя начинает рассуждать вслух.
Ребенок, выросший в условиях социальной изоляции, не может пользоваться ложкой, кружкой и другими предметами обихода.
Человек обращается в справочное бюро для того, чтобы узнать время отправления поезда.
После общения с товарищем, молодой человек почувствовал, что у него изменилось настроение.
Учитель дал задание, и дети стали его выполнять.
После нескольких деловых встреч между молодыми сотрудниками отдела возникло взаимное чувство уважения и симпатии.
Общаясь со своими сотрудниками во время выполнения сложного задания, начальник отдела неожиданно для себя понял, что он совсем не знает его.

3. Перечислите внешние и внутренние компоненты общения:

внешние компоненты общения внутренние компоненты общения

4. Блок самоконтроля:

1. Установите соответствие:

Источник

Чувство одиночества – что это такое, как его принять и обезвредить

Добрый день, уважаемые читатели!

Наверное, на земле нет ни одного человека, кто бы хоть раз не чувствовал себя одиноким. Это щемящее тоскливое ощущение знакомо каждому. Сегодня мы поговорим, в чем суть чувства одиночества, почему оно возникает, как его принять и преодолеть.

Что это такое

Чувство одиночества – острое и продолжительное переживание своей ненужности, отрешенности от общества и других людей, сопровождающееся негативными эмоциями: грустью, тоской, отчаянием, подавленностью.

Именно сильное чувство одиночества во многих случаях приводит к апатии, депрессии и суицидальным мыслям. Постоянно находиться в нем человеку сложно и опасно.

Однако стоит иметь в виду, что одиночество само по себе и чувство одиночества – совершенно разные вещи, часто вовсе не связанные друг с другом. Например, человек может большую часть времени проводить наедине с собой и не испытывать при этом никакого дискомфорта. И наоборот, чувство одиночества может настичь человека в шумной компании посреди всеобщего веселья.

Одиночество бывает разных типов. Кто-то, например, чувствует себя одиноким из-за своей инаковости: разницы во взглядах, принципах, суждениях с представителями своего окружения. Также чувство одиночества может быть связано с утратой близкого или расставанием.

Причины одиночества

Корень проблемы стоит искать в личности человека. Какие-то люди более склонны испытывать чувство одиночества, другие же практически не страдают им. Итак, можно выделить 11 основополагающих причин.

  • Страх находиться одному

Некоторые люди испытывают физический дискомфорт, находясь наедине с собой, особенно в темное время суток. Есть даже специальный термин, обозначающий страх оставаться в одиночестве, – аутофобия. Она может быть как слабо, так и очень ярко выражена.

  • Заниженная самооценка и неуверенность в себе

Человек боится негативных оценок и осуждения со стороны окружающих, но при этом испытывает сильную потребность к получению одобрения. Это противоречие порождает серьезный внутренний конфликт, который выражается в избегании социальных контактов. Человек сам себя изолирует, а потом страдает от одиночества.

Бывают люди, которым очень сложно устанавливать доверительные отношения. Внутри словно срабатывает специальный предохранитель, не допускающий эскалации уровня близости. В итоге все отношения оказываются неглубокими, поверхностными. Не с кем поделиться самым сокровенным и важным – отсюда и появляется чувство одиночества. Чаще всего это результат прошлого негативного опыта.

  • Неумение выбирать окружение

Некоторые люди очень неразборчивы в выборе тех, с кем устанавливают связи. По своей наивности и доверчивости они быстро открываются людям, не успев убедиться в их порядочности и благородстве. Поэтому их часто предают, обманывают, причиняют боль. Каждый раз наступая на одни и те же грабли, человек разочаровывается в людях и начинает испытывать чувство одиночества.

  • Боязнь эмоциональной близости

Многие люди подсознательно воспринимают проявление эмоций как слабость. Поэтому испытывают трудности с демонстрацией своей симпатии, любви, привязанности. Им кажется, что в такие моменты они становятся максимально уязвимыми. Из-за этого отношения не могут нормально развиваться и постоянно буксуют.

  • Слабо развиты навыки общения

Общение – это тоже навык, причем довольно сложный. Он требует от человека высокого уровня эмпатии, чувства границ, развития таких качеств, как дипломатичность, вежливость, тактичность. Если у человека проблемы в этой сфере, он постоянно будет получать от окружающих негативную обратную связь и не сможет построить нормальных крепких отношений. Отсюда и чувство одиночества.

  • Чрезмерная критичность

У людей, отличающихся склонностью к перфекционизму, завышенные требования к себе и к окружающим. Они не прощают ошибок и не терпят слабостей, поэтому очень часто разочаровываются в людях. Но идеальных людей не существует – искать их бессмысленно.

  • Утилитарное отношение к людям

Чувства одиночества не избежать, если относиться к людям как к средству достижения своих корыстных целей. Когда человек воспринимается лишь как источник выгоды, с ним невозможно построить нормальных доверительных отношений. Общение – это всегда взаимный обмен. Не будет его – не будет и душевной близости, теплоты, доверия.

  • Потеря близкого человека

При расставании или утрате близкого человека чувство одиночества вполне естественно. Человек глубоко впитался в вашу жизнь, стал в какой-то степени вашей частью. Оторвать его от себя теперь можно только вместе “с мясом”, испытав при этом мучительную боль. К счастью, время лечит. И если не зацикливаться на своих переживаниях, можно достаточно быстро вернуться к нормальной жизни.

  • Смена привычного круга общения

Например, при переезде в другой город или увольнении с работы, на которой проработал много лет. Человек оказывается вырванным из привычной среды и чувствует себя одиноко. Нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям, сблизиться с новыми людьми.

  • Разница во взглядах и принципах с ближайшим окружением

Комплекс “белой вороны” способен вызывать острейшее чувство одиночества. Если человек не сходится во взглядах и убеждениях со своим окружением, ему сложно нормально взаимодействовать с людьми. Он чувствует себя изгоем и вынужден постоянно либо притворяться, либо конфликтовать.

Читайте также:  Основные синдромы при стрессе

Источник

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

Колледж

для самостоятельной работы студентов

«ОБЩЕНИЕ»

Печатается по решению Методического совета колледжа РостГМУ

Учебно-методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по теме «Общение» дисциплины «Психология» / Авт. – сост. к. филос.н. преподаватель колледжа М.Н. Жарова, преподаватель колледжа Волощенко С.В. – Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО РостГМУ, 2010. — 51 с.

Учебно-методические рекомендации по теме «Общение» дисциплины «Психология» предназначено для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело». Рекомендации составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основании примерной программы дисциплины с учетом специфики учебного заведения.

Рецензенты:

Ильин Г.С. — преподаватель дисциплины «Психология», аспирант кафедры………….

Баранова Г.А. — председатель Цикловой комиссии………….,

преподаватель дисциплины «Основы сестринского дела».

Введение

Учебно-методические рекомендации по теме «Общение» предназначено для самостоятельной работы студентов при изучении данной темы дисциплины «Психология» (раздел «Общая психология»). Тема «Общение» изучается на лекции (2 часа) и практическом занятии (2 часа).

Тема «Общение» является важной и актуальной для подготовки профессионально компетентного специалиста. Освоение студентами материала данной темы позволит приобрести знания о взаимосвязи общения и деятельности человека, целях, функциях и видах общения, вербальных и невербальных средствах общения, а также научиться использовать приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.

Использование учебно-методических рекомендаций в процессе изучения темы «Общение» дисциплины «Психология» поможет студенту сориентироваться в структуре психологического знания и комплексе проблем, которые исследуются в психологии общения, усвоить ряд психологических понятий, а также подготовиться к контролю знаний по данной теме.

Учебно-методические рекомендации содержат теоретический материал по психологии общения, вопросы для самоконтроля знаний студентами, тестовые задания, ситуационные задачи и практические задания, кроссворд, перечень основной и дополнительной литературы.

Данные рекомендации помогут студентам при выполнении учебно-исследовательской работы, так как оно содержит темы рефератов и литературу для их подготовки.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

1. Повторить пройденный материал по вопросам, указанным в разделе «Исходный уровень знаний студентов».

2. Изучить глоссарий психологических терминов и понятий.

3. Изучить информацию по вопросам темы, пользуясь обязательной и дополнительной литературой, таблицами учебно-методического пособия.

4. Устно ответить на вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия.

5. Выполнить тестовые задания и сверить ответы с эталонами.

6. Выполнить практические задания и ситуационные задачи.

7. Изучить перечень тем рефератов.

8. Подготовить реферат по одной из предлагаемых тем, используя рекомендуемую литературу (по желанию студента).

Тема: «Общение» (лекция)

Исходный уровень знаний студентов для освоения темы:

Студент должен знать: понятие и структуру личности, понятие способностей, виды способностей, закономерности формирования личности.

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Проблема общения в психологии. Понятие общения. Значение общения в жизни человека.

2. Личность и общение. Содержание, цели и средства общения.

4. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения. Техника и приемы общения, применяемые в его процессе.

5. Коммуникативные способности.

Итоговый уровень знаний.

знать: определение понятия «общение», содержание, цели и средства общения, виды общения, значение общения для профессиональной деятельности медицинских работников и развития личности, взаимосвязь общения и деятельности.

уметь: эффективно использовать на практике средства общения в соответствии с видом, целями и условиями процесса общения.

ГЛОССАРИЙ

Общение —сложный, многоступенчатый процесс, выступающий одномоментно как процесс взаимодействия, обмен информацией и как отношение людей друг к другу, процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимопонимания.

Коммуникация —процесс обмена информацией между людьми об опыте, понимании окружающего мира и отношении к происходящему в нем.

Интеракция —процесс взаимодействия людей друг с другом в ходе общения, состоящий в обмене действиями и поступками.

Социальная перцепция —сложный, многогранный процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга, включающий структуру познавательных процессов психики.

Средства общения– это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Вербальные средства общения —средства общения, к которым относится речь, ее звуковая инструментовка и экпрессивность

Невербальные средства общения —это неречевыесредства общения (мимика, пантомимика, таксика, проксемика, жестика).

Таксика —невербальное средство общения, заключающееся в рукопожатии, похлопывании, прикосновении, поглаживании и тд..

Проксемика — невербальное средство общения, заключающееся в расположение общающихся в пространстве (расстояние до собеседника, угол поворота, личное пространство).

Пантомимика —невербальное средство общения, которое проявляется в определенном положении и движении тела.

Деловое общение —вид общения, осуществляющийся в процессе целенаправленной совместной деятельности людей.

Профессиональное общение— вид общения, который осуществляется в ходе профессиональной деятельности человека

Ритуальное общение —вид общения, в котором общающиеся соблюдают исторически сложившиеся, социально санкционированные, упорядоченные формы поведения. Способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Личностно ориентированное общение — вид общения, цели и содержание которого определяются направленностью на познание личности партнера по общению.

Доверительное общение— вид общения, нацеленный на раскрытие личностных особенностей, психологических состояний, интересов и других личностно значимых характеристик общающихся.

Эмпатия —способность к сопереживанию и сочувствию другим людям

Коммуникативная компетентность —способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в частности в условиях лечебного взаимодействия.

Манипулятивное общение —вид общения, целью которого является извлечение выгоды от собеседника при помощи различных приемов в зависимости от осо­бенностей личности собеседника (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.).

Манипуляция — это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.

Таблица 1

Функции общения

функции содержание функции
1. информационно-коммуникативная происходит прием и передача информации
2. регулятивно-коммуникативная осуществляется организация взаимодействия людей в их совместной деятельности
3. перцептивно-аффективная восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу
4. аффективно-экспрессивная выражение собственных эмоций и чувств, отношения к людям, событиям, деятельности
Читайте также:  Как создать эмоциональную зависимость от себя

Таблица 2

Средства общения

средства общения виды средств общения внешние проявления
1. вербальные слова, предложения, междометия и т.д. разговор, беседа и т.д.
2. невербальные паралингвистические интонации, особенности голоса эмоциональный тон, сопровождающий речевое высказывание, высота и тембр голоса
экстралингвистические звуковые включения в речевом высказывании паузы, покашливание, темп и др.
кинетические мимика выражение лица
жесты движения и положения рук, ног
пантомимика положение и движения тела
проксемические расположение партнеров в пространстве относительно друг друга положение в пространстве (сидя, стоя, прислонившись, лежа и т.д.), дистанция между общающимися, наличие между общающимися разделяющих их предметов и т.д.
визуальные выражение глаз подмигивание, прищуривание и т.д.
таксические физические действия прикосновения, поглаживания, похлопывания, объятия, рукопожатия и т.д.

Таблица 3

Виды общения

критерий для выделения видов общения виды общения особенности вида общения
форма протекания процесса общения внешнее существует в форме доступного для наблюдения взаимодействия реальных субъектов: разговор, обмен рукопожатиями и улыбками и т.д.
внутреннее существует в форме внутреннего, мысленного взаимодействия с образом другого человека, которым может быть как реальный, знакомый человек, так и литературный герой, фантастический персонаж и т.д. Оно не обладает никакими физическими свойствами и недоступно для внешнего наблюдения.
преобладающие средства общения вербальное преобладают речевые средства общения, является доминирующим видом общения людей друг с другом
невербальное преобладают неречевые средства общения (мимика, жесты и т.д.)
способ контакта партнеров непосредственное реализуется при реальном взаимодействии партнеров по общению, находящихся одновременно в одно и то же время в одном месте
опосредованное существует в условиях, когда партнеры разделены в пространстве и времени, при этом используются специальные опосредующие средства общения (письма, телефон, компьютер, радио, третьи лица, объекты культуры и и.д.).
уровень регламентированности общения формальное общение регламентировано какими-то правилами, инструкциями, должностными обязанностями, морально-этическими нормами, традициями, правовыми нормами, ролевыми предписаниями ит.д.
неформальное общение регламентируется нормами и правилами, которые вырабатывают сами партнеры, оно глубоко личностное и индивидуальное.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Дайте определение понятия «общение».

2. Что такое «коммуникация»?

3. Что такое «интеракция»?

4. Что такое «социальная перцепция»?

5. Назовите средства общения.

6. Назовите невербальные средства общения.

7. Что такое «вербальные средства общения»?

8. Что такое «эмпатия»?

9. Назовите виды общения.

10. Назовите функции общения.

11. Какова взаимосвязь общения и деятельности человека?

12. Какова роль общения в развитии личности?

Задания в тестовой форме обучающего типа

А. Выберите все правильные варианты ответов

1. Процесс, выступающий одномоментно как взаимодействия, обмен информацией и отношение людей друг к другу

2. Процесс обмена информацией между людьми об опыте, понимании окружающего мира и отношении к происходящему в нем

3. Процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга, включающий структуру познавательных процессов психики

в) социальная перцепция

4. Процесс взаимодействия людей друг с другом в ходе общения, состоящий в обмене действиями и поступками

5. Общение, при котором действия подчинены решению конкретной задачи и определенным нормам поведения

6. Форма общения осуществляющаяся в ходе профессиональной деятельности человека

7. Способность к сопереживанию и сочувствию другим людям

8. Средства общения, к которым относится речь, ее звуковая инструментовка и экпрессивность

9. Средство общения, к которым относится мимика и жесты

10. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми

а) интерактивная толерантность

б) интерактивная компетентность

в) коммуникативная толерантность

г) коммуникативная компетентность

Б. Дополните ответ

1. Невербальное средство общения, объединяющее в себе: жесты, мимику, пантомимику _______________________________

2. Вид общения, реализуемый при реальном взаимодействии партнеров по общению, находящихся одновременно в одно и то же время в одном месте называется ___________________________________

3. Функции общения:

В. Расставьте соответствие между невербальными средствами общения и их компонентами:

А. расстояние между собеседниками

Г. наклон вперед сидящего

2) 1.Визуальный контакт

Б. избегание взгляда

Ситуационные задачи и практические задания

I. Определите, какие функции выполняет общение в следующих жизненных ситуациях:

1) Человек испытывает чувство одиночества.

2) Человек обращается в справочное бюро, чтобы узнать время отправления поезда.

3) Молодой человек после общения с товарищем почувствовал, что у него изменилось настроение.

4) Преподаватель на занятии дает задание, студенты начинают выполнять его, преподаватель в процессе их работы дает пояснения, корректирует их работу.

II. Определите, какие средства общения используются в следующих ситуациях:

1) Подруги разговаривают по телефону.

2) Преподаватель, слушая ответ студента на заданный вопрос, удивленно приподнимает брови.

3) За хорошие оценки отец похлопал сына по плечу

4) В качестве примирения, они пожали друг другу руки

III. Определите вид общения в следующих ситуациях:

1) Татьяна пишет письмо Онегину.

2) Менеджеру предстоял разговор с директором фирмы.

3) Два друга очень эмоционально о чем-то спорят.

4) «Ну вот, опять опоздал» — думал Петр глядя в след уходящего поезда.

Литература

Основная

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав.: В 3 кн. – 4-е изд.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

3. Творогова Н.Д. Психология. — М., ВУНМЦ: 1998.

Дополнительная

1. Айслер-Мертц К. Язык жестов /Кристиана Айслер-Мерт. — Пер. с нем. К. Давыдовой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

2. Батаршев А.В. Психология личности в общении М:, Владос 2004.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций. Санкт-Петербург, «Питер», 2004.

4. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Глас Л. Я читаю ваши мысли / Л. Глас; Пер. с англ. Е.М. Пестеревой. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003.

6. Горянина В.А.. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вухов. — СПб.: Питер, 2002.

8. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Парыгин Б.Д. Психология общения. — М., 2003.

10. Станкин М.И. Психология общения (курс лекций) Московский психолого-социальный институт Москва-Воронеж 2004.

11. Творогова Н.Д. Деловое общение (для учащихся медучилищ). Рабочая тет­радь. — М., МЗ РФ: 2001.

12. Томсон П. Самоучитель общения. — СПб.: Питер, 2001.

13. Хрестоматия. Межличностное общение. — СПб.: Питер, 2001.

14. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Информационный блок

Личность и общение. Содержание, цели и средства общения.

Общение является необходимым условием жизнедеятельности человека в обществе. В процессе общения человек удовлетворяет свои многочисленные потребности, которые формируются в процессе формирования и развития личности в условиях социальной среды (духовные, социальные, психологические). Это потребность в общении, в общественном признании, власти, любви, уважении, принадлежности группе, самореализации и др. Потребность в общении имеет для личности особенно важное значение. Она проявляется на самых ранних этапах жизни человека (в самые первые месяцы) и становится основной на протяжении всего младенческого возраста. Ограничение возможности ее удовлетворения приводит к сильным задержкам психического и даже физического развития ребенка. У взрослого человека недостаточное удовлетворение потребности в общении приводит к чувству одиночества, изолированности от окружающих людей.

Читайте также:  Есть собака есть радость

Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека. В процессе общения человек усваивает социальный опыт, т.е. усваивает выработанные человечеством и закрепленные в культурном опыте способы поведения в различных ситуациях, обращения с предметами и людьми. Усваивая этот опыт, человек психологически развивается. Многочисленные научные факты свидетельствуют о том, что у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции и лишенных общения с людьми, не развивается человеческая психика и они не становятся личностями. Любая психическая функция, черта личности, сознание человека представляют собой результат общения людей друг с другом. В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, формируются мотивы, усваиваются различные формы поведения человека в обществе. Эти изменения носят индивидуальный характер и могут происходить как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.

В процессе общения люди устанавливают межличностные отношения и таким образом интегрируются в общество, где каждый индивид чувствует себя частью человечества.

Общение составляет необходимое условие осуществления всех видов деятельности человека, причем не только совместной с другими людьми, но и индивидуальной. Вне общения с другими людьми невозможно и освоение новых видов деятельности.

Таким образом, общение выполняет в жизни человека следующие функции: информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, перцептивно-аффективная, аффективно-экспрессивная.

Средства общения. В процессе общения используются различные средства передачи информации, установления и поддержания контактов людей друг с другом. В психологии средства общения подразделяют на вербальные и невербальные.

1. К вербальным средствам общения относятся слова, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи (громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессивность – выразительность речи (тональность, эмоциональность, образность, насыщенность выразительными словами, оборотами речи, звуковыми включениями – смех, вздохи и пр.).

Итоговый уровень знаний.

Студент должен знать понятие и виды общения, их специфические особенности, средства общения, основные приемы и техники общения, критерии эффективного общения.

Студент должен уметь определить вид общения, применять техники и приемы общения в соответствии с видом общения и условиями конкретной ситуации.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Назовите виды общения.

2. Назовите характерные особенности доверительного общения.

3. Назовите характерные особенности ритуального общения.

4. Назовите характерные особенности делового общения.

5. Назовите характерные особенности профессионального общения.

6. Назовите вербальные средства общения.

7. Назовите невербальные средства общения.

8. Назовите критерии эффективного общения.

Практические задания

1. Решить кроссворд.

Кроссворд

По горизонтали:

2. способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям;

4. невербальное средство общения, к которому относятся: паузы, покашливания, смех, плач, шепот, темп речи;

5. невербальное средство общения, которое проявляется в определенном положении и движении тела;

6.психологическое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы изменить его поведение с помощью определенных приемов и условий;

8. компонент общения, включающий взаимодействие людей друг с другом с помощью передаваемой информации;

9. вид общения, осуществляющийся с использованием специальных средств и орудий, для организации общения и обмена информацией.

11. невербальное средство общения, заключающееся в рукопожатии, похлопывании, прикосновении, поглаживании и тд.;

15. невербальное средство общения, отражающее выражение лица (уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей и тд.)

17.вид общения, в котором используются неязыковые средства общения.

20. способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

22 сторона общения,заключающаяся вобмене информацией, понимании окружающего, отношении к происходящему в нем, намерениях и проявляемой активности.

23. вид общения, включенный в совместную, продуктивную деятельность, служащий средством повышения ка­чества этой деятельности и направлен на успешное выполнение совмест­ной трудовой деятельности, на достижение целей, возникающих в деловой сфере.

По вертикали:

1. невербальное средство общения, отражающее качество, высоту, громкость голоса, его диапазон, тональность, ударения, тембр.

3. невербальное средство общения, проявляющееся в жестах и телодвижениях человека.

7. невербальное средство общения, заключающееся в расположение общающихся в пространстве (расстояние до собеседника, угол поворота, личное пространство).

10. компонент общения заключающийся в восприятии, познании и понимание людьми друг друга

12. вид общения, в котором используются преимущественно речевые средства общения.

13.вид общения, при котором осуществляются личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом в самом акте общения.

14.вид общения, при котором общение осуществляется через других людей, выступающих в качестве посредников.

16. это способ передачи информации от одного живого существа другому.

18. многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

19. вид общения, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

21. вид общения, когда участники общения предстают друг перед другом как носители ролей, представители определенных социальных катего­рий. Их отношения регламентированы устано­вившимися правилами поведения.

1
2 3
4
5 6
7 8
9 10
11
12 13 14
15 16 17
18 19
20
21
22 23

2. Составить план процесса общения с целью решения деловой проблемы «устройство на работу» для участия в ролевой игре.

3.Провести анализ процесса общения в ситуации устройства на работу на основе видеоматериалов ролевой игры.

Протокол наблюдения

№ ситуации Ошибки выявленные при наблюдении

Приложение 1.

Правила понимающего реагирования[3]

1. Больше слушайте, меньше говорите сами, «следуйте» за высказываниями и эмоциями партнера;

2. воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить с вашей точки зрения;

3. стремитесь, прежде всего, реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера;

4. стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Приложение 2.

Приложение 3

Правила эффективного общения[4]

1. Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям. Человек, не проявляющий интерес к своим близким, окружению, друзьям, сослуживцам, часто переживает большие трудности в жизни и причиняет неприятности другим людям.

2. Стоит попытаться понять достоинства другого человека и искренне признать и похвалить его достоинства. Необходимо дать другому человеку почувствовать его значимость.

3. Надо постараться понять, почему другие люди поступают так, а не иначе, не осуждая и не критикуя их. Критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает искать для себя оправдание.

4. Следует стараться быть доброжелательным и приветливым.

5. Обращаться к человеку следует по имени и отчеству. Для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком человеческой речи.

6. Необходимо учитывать желания, вкусы, интересы собеседника.

7. Надо уметь слушать других людей.

8. Следует проявлять уважение к мнению другого человека.

9. При желании собеседника выговориться, следует дать ему такую возможность.

10.Использовать чаще открытые вопросы, на которые дается более или менее подробный ответ, и как можно реже закрытые, на которые дается односложный ответ.

Приложение 4

Приложение 5

Эталоны ответов

Задания в тестовой форме обучающего типа

Источник

Оцените статью